ЗАКОН «Об обращениях граждан и юридических лиц» гласит: «Организации обязаны обеспечивать внимательное, ответственное, доброжелательное отношение к заявителям; не допускать формализма, бюрократизма, волокиты, предвзятого поведения и неуважения к заявителям; принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений». А как иногда обстоят дела? Где реагируют на обращения граждан без этих самых формализма и волокиты, а где предпочитают отписку или «глубокомысленное» молчание. Тем более если вмешалась газета…
Жители агрогородка Каменка в Щучинском районе с лета 2013 года не могут выращивать на подворьях свиней, поскольку этот населенный пункт — в пятикилометровой зоне от свинокомплекса «Ельня». В ноябре прошлого года, когда вышли изменения и дополнения в правительственное постановление «О дополнительных мерах по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других опасных заболеваний животных», сельчане уже предвкушали появление у себя в сараях поросят. Но вместо того, чтобы сократить буферную зону до двух километров, местная власть приняла решение оставить ее 5-километровой. «Зачем такие меры предосторожности?!» — недоумевали сельчане, подписавшие коллективное обращение в «СГ».
Как оказалось, меры были вполне обоснованными. В ответе в редакцию первый заместитель председателя Щучинского райисполкома — начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Геннадий Хомич приводит весомые аргументы: «Сотрудники ветеринарной службы неоднократно напоминали жителям района о соблюдении правил содержания домашних животных. Но зачастую при обследовании хозяйств района, они наблюдают отсутствие сменной одежды у владельцев свиней, свободный доступ к сараям бродячих животных. Кроме того, сельчане, заметив изменения в поведении животного, например, его отказ от пищи, должны обращаться к специалисту. Однако, как показывает практика, они предпочитают заниматься лечением своих животных самостоятельно, что приводит чаще всего к падежу свиней, а их трупы зачастую выбрасываются в лесу, что вызывает дополнительный риск распространения болезней. Такие примеры были в Василишковском, Первомайском и Каменском сельских Советах, где сконцентрированы две трети поголовья свиней общественного сектора района».
В результате принято решение сохранить пятикилометровую буферную зону вокруг свинокомплекса «Ельня». Это, кстати, разрешено и санитарными правилами выращивания свиней, и департаментом ветнадзора Минсельхозпрода.
А вот в ответе на письмо Анны Веринской из агрогородка Сосны-2, полученном редакцией из Любанского райисполкома, мы усматриваем чистой воды формализм. Анна Станиславовна поделилась с «Сельской газетой» своей болью: «Мы с мужем Владимиром Михайловичем, инвалидом 2-й группы, дети войны. Но материальной помощи к 70-летию Великой Победы нам, говорят местные власти, не положено. Между тем в 2002 году нам оказывали помощь из Фонда взаимопонимания и примирения, и все документы наши именно в этом фонде…»
Заместитель председателя Любанского райисполкома Тамара Домашевич в официальном ответе в «СГ» объясняет, что пенсионеры «не могут претендовать на помощь в связи с празднованием 70-й годовщины Победы, поскольку документы, подтверждающие их право на такую помощь, в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома не представлялись».
А как же слова Закона о «недопущении формализма, бюрократизма, о принятии мер для полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращений»? Не положена помощь этим людям на самом деле, или они ее лишены потому, что «документы в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома не представлялись»? И если документы все же в наличии, то почему старикам не помогли их найти и представить?
Даже такого, сухого и лаконичного, ответа не пришло в редакцию из Минского облисполкома на опубликованное в «Сельской газете» 8.05.2015 письмо «Огороды по… талончикам». Публикация отправлена туда на реагирование. Речь шла о неприятной ситуации, в которой оказались минские пенсионеры: придя однажды на свои огороды, которые возделывали уже почти двадцать лет, они вместо них увидели распаханное сплошное поле — погибли посадки, разобраны строения, пропал садовый инвентарь… Странно, что местные власти решили отмолчаться. Все сроки для отправления ответа в редакцию на критическое обращение уже вышли. Если даже понадобилось для разбирательства больше времени, чем отведено законом, все равно об этом не лишне было бы уведомить и граждан, и газету.
bolshakova@sb.by