Точка возврата

Есть ли смысл вводить систему Tax–Free?

Есть ли смысл вводить систему Tax–Free?


К тысяче потенциальных способов, как завлечь в страну интуриста, недавно добавился еще один. В Министерстве спорта и туризма считают, что нам не помешало бы наконец ввести систему Tax–Free.


Опытные туристы знают: часть затрат за совершенную покупку после можно вернуть. Во многих европейских магазинах об этом сообщают специальные таблички и наклейки с надписью «Tax–Free». Отоварившись в таком месте, иностранец уже в аэропорту может получить обратно определенный процент — уплаченный налог на добавленную стоимость. Набегает приличная сумма. Подобные скидки нерезидентам в теории должны стимулировать экспорт, позволить предприятиям и магазинам сбыть продукцию, привлечь дополнительных туристов... В общем, идея полезная — в том числе и в плане имиджа страны. Но насколько она осуществима?


— Мы выступаем за Tax–Free, потому что для людей эта система сейчас — один из мотивов путешествовать, — говорит заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга. — Ориентировались на западный опыт, ведь на постсоветском пространстве такого пока нет. Когда едем за границу в качестве туристов, берем специальный чек и уже у себя через банки получаем компенсацию за НДС. Выгодно! Почему бы и нам не пойти по этому пути? Проект сейчас прорабатываем с заинтересованными ведомствами.


Нововведение, уверены специалисты, должно положительно сказаться на приграничной торговле. Выгодно и туристической сфере: приехав за покупками без НДС, шоп–туристы заплатят за гостиницу, зайдут пообедать в ресторан. В перспективе, по мнению Чеслава Шульги, можно разработать и специализированные туры, к примеру, промышленный или производственный туризм. Это когда иностранцы приезжают на наши предприятия, смотрят, как организовано производство. А потом идут в фирменный магазин и делают покупки, зная, что НДС с них снимут. Скажем, на «Коммунарке» или «Спартаке» можно предварительно провести дегустацию. А почему и не на «Кринице»? В меру, конечно, и в соответствующем антураже.


Пока шоп–туры в нашу страну — явление единичное. Были отдельные случаи, когда в Минск приезжали из Средней Азии за льняными изделиями и бельем. Вопрос в том, сможет ли Tax–Free подстегнуть этот вялый интерес. Дело — в исполнении. А тут вероятна загвоздка. Когда мы решили поинтересоваться о перспективах и примерных сроках появления новинки, ни в Министерстве торговли, ни в Министерстве экономики, ни в Министерстве по налогам и сборам ничего конкретного сказать не смогли. Некоторым специалистам даже пришлось объяснять, что это за диковинка — «свободная такса». Но неграмотность — дело поправимое. Возможен другой сдерживающий фактор: нежелание потерять часть отчислений в бюджет за счет неуплаты НДС. Важно понимать, подчеркивают в Минспорта и туризма, что речь идет не о крупном поставщике, который решит купить оптом тысячу пар туфель, рассчитывая на налоговое послабление, а об обычных туристах. Ну и что, если они не заплатят налог? Зато купят больше. А для того чтобы система заработала, придется проработать многие нюансы: минимальную цену покупки, механизм возврата и т.д.


Со скепсисом воспринимают пока идею и в турфирмах.


— Нам все равно, купит турист что–нибудь отечественного производства или нет, — откровенно заявили в одной из минских компаний. — Поэтому зайти в магазин иностранцу не предлагаем — только если сам захочет. Поймите, нам платят за тур, транспорт, экскурсии, а все остальное — вопросы торговли и промышленности с ее затоваренными складами.


Однако некоторые детально изучали этот вопрос.


— Один раз такую программу сделали. Называлась она так: «Беларусь — страна женского счастья. В Минск за покупками!» — рассказали в «Белинтуристе». — Однодневная программа включала в себя обзорную экскурсию, поход по фирменным магазинам, стоила совсем немного — 12 долларов с человека. Но в итоге не смогли принять ни одну группу. Почему? В основном к нам ездят из Москвы, Смоленска, Брянска. В этих городах сейчас открыты белорусские фирменные магазины, где те же товары можно купить даже дешевле. А западным туристам, которые привыкли к сезонным распродажам, ехать в Минск просто неинтересно. Возможно, Tax–Free что–нибудь изменит... Хотелось бы верить.

 

На снимке: Tax-Free — один из мотивов путешествовать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter