По ту сторону следственной работы

То, что не бросается в глаза

Следственный комитет появился три с половиной года назад, положив начало масштабной реформе правоохранительной системы. При этом, созданный практически с нуля, он уже подтвердил свою состоятельность как компетентный и значимый орган в борьбе с преступностью. С первых дней ведомство успешно сотрудничает с КГБ, Генпрокуратурой, МВД, госконтролем. И хоть основное направление деятельности — расследование уголовных дел, работа следствия многогранна. Об этом и пойдет речь в беседе с заместителем председателя Следственного комитета генерал–майором юстиции Валерием Гайдученком.



— Валерий Александрович, все мы привыкли к тому, что комитет активно представлен в интернете и информация по тем же резонансным уголовным делам подается достаточно оперативно. Но может сложиться впечатление, что СК занимается исключительно распутыванием криминальных историй...

— Все правильно, это основное направление. Однако для качественного расследования существуют подразделения, которые, по сути, обеспечивают работу следственных структур. Они осуществляют контроль за расследованием дел (такой контроль называется процессуальным), организовывают международное сотрудничество, работают с обращениями граждан и юридических лиц и многое другое.

— Давайте расскажем обо всем по порядку.

— Возьмем, к примеру, процессуальный контроль: сотрудники этих подразделений занимаются организацией и контролем хода расследования по всем категориям уголовных дел территориальными подразделениями. Причем это не только контроль соблюдения законности, но и упреждение нарушений — проверка внутри комитета. Порой обыватель путает эту функцию с прокурорским надзором. Однако у прокуратуры контроль последующий, она выявляет нарушения, которые уже допустил сотрудник, и может отменить решение следствия, посчитав его незаконным. А процессуальный контроль внутри ведомства помогает минимизировать такие нарушения. Полномочия по отмене есть и у нас, но мы все же стараемся устранить погрешности еще на стадии досудебного разбирательства.

Управления процессуального контроля есть в городском и областных наших подразделениях. В центральном аппарате эта работа ведется по направлениям: коррупционные преступления, дорожно–транспортные происшествия и так далее. Это позволяет находить системные ошибки и не допускать их в дальнейшем, а также с учетом обобщенного анализа уголовных дел готовить для следователей методические рекомендации по расследованию преступлений.

— А как построена работа с обращениями граждан?

— В прошлом году к нам поступило 13.016 обращений, в первом квартале этого года — почти три с половиной тысячи. Из них полностью удовлетворено 18 процентов, около 22 процентов направлено в другие организации. Еще 6 процентов не рассматривалось, поскольку не относилось к компетенции Следственного комитета. К примеру, недавно человек обратился к нам по вопросу отмены усыновления, а надо бы такие просьбы адресовать суду. Другой заявитель сообщил в СК о несогласии с ответами ЖКХ по поводу стоимости коммунальных услуг и их качества. Ему мы также разъяснили порядок обжалования таких ответов. Если же говорить о рассмотренных нами заявлениях, то более половины из них связаны с досудебным уголовным производством. Это обращения и жалобы на решения о возбуждении уголовных дел, приостановлении и прекращении предварительного расследования, на применение меры пресечения, отклонение ходатайств, проведение осмотров, обысков и других процессуальных действий. Обращаться граждане также могут к нам в ходе выездных личных приемов, во время прямых телефонных линий, по электронной почте и через официальный сайт ведомства.

— А бывает и так, когда люди, которые доведены преступниками до грани, как, к примеру, в истории с горемычным «Спектр–Капиталом», пытаются в какой–то степени даже контролировать работу следователей...

— Да, и такое бывает. Дело «Спектр–Капитала» характерно обилием жалоб. Инициативная группа от пострадавших, действительно, чуть ли не контролирует нашу работу. И люди недовольны, потому что сотрудники хоть и делают все возможное по раскрытию этой истории, главный фигурант — гражданин России Александр Гончаров все еще находится в международном розыске. Здесь сложность в том, что Гончарова не могут нам выдать, поскольку он гражданин России. Поэтому наиболее вероятный сценарий развития данной ситуации — передача дела нашим российским коллегам. Пока расследование продолжается. Похожая ситуация и с должностными лицами СП «Центр Молодежных Путешествий» — братьями Храповыми. Они предлагали студентам белорусских вузов поехать в США по программам международного культурного обмена и обмена студентами. В итоге студенты оказались без оказанных услуг и своих денег, а у следствия есть все основания полагать, что братья исчезли с деньгами своих клиентов. Это сотни тысяч долларов. Храповы объявлены в розыск.

— Насколько продуктивно взаимодействие с зарубежными коллегами?

— По вопросам оказания правовой помощи мы сотрудничаем не только с правоохранительными органами государств — участников СНГ, но и с коллегами из других стран. В прошлом году оказана правовая помощь компетентным органам 16 государств, а мы обращались с просьбами в 61 страну (в основном это запросы по уголовным делам экономической направленности), а также направили материалы о выдаче 186 обвиняемых, задержанных за рубежом. Основной наш партнер — Россия, белорусские специалисты повышают квалификацию в подразделениях СК РФ, по нашей просьбе российские эксперты провели сложные технические экспертизы по таким резонансным уголовным делам, как, к примеру, по фактам взрыва здания Витебского областного управления КГБ, убийства в Минске кассира Абсолютбанка.

— Что Следственный комитет делает в плане повышения профессионализма сотрудников?

— Одной из форм является подготовка различных методических рекомендаций, учебных пособий, аналитических документов положительного или негативного опыта следственной работы. Центральный аппарат СК направил в подразделения более полусотни методрекомендаций и видеопособий. К примеру, пособие для следователей — исключительно для служебного пользования — под названием «Информационный бюллетень». Первый номер посвящен расследованию убийств, второй, вышедший недавно, — преступлениям по незаконному обороту наркотиков. Особенно эти книги полезны молодым сотрудникам и курсантам. В них есть все о назначении экспертиз в конкретных случаях, приведены нормативные акты и примеры расследования уголовных дел, даны образцы составления процессуальных документов, а также типичные ошибки, которые может допустить сотрудник. Кстати, на местах это пособие оценили достаточно высоко: от корки до корки его читают как молодые, так и опытные специалисты. Следующий выпуск будет посвящен очень сложной теме — дорожно–транспортным происшествиям.

— Вы упомянули молодых сотрудников. Позвольте вопрос в продолжение: удовлетворены ли вы их подготовкой?

— Специалисты к нам приходят грамотные. Но законодательство постоянно меняется и преступность развивается, поэтому мы должны работать на опережение. Сотрудников для следственных подразделений готовят в Академии МВД, Академии управления при Президенте, в Белгосуниверситете. Эти выпускники почти полностью закрывают потребность в молодых квалифицированных кадрах. Практику курсанты и студенты проходят в подразделениях СК. В Академии при Президенте в 2013 — 2014 учебном году для нашего ведомства была открыта новая специальность по переподготовке. Также сотрудники СК оканчивают курсы повышения квалификации в Могилевском институте МВД, Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Госкомитета судебных экспертиз. Обучаются в учреждениях образования МЧС, что очень помогает при расследованиях дел, связанных с пожарами.

— А что же созданный в комитете научно–консультативный совет?

— В его компетенции — разрешение проблемных вопросов, которые возникают на стадии досудебного производства. К деятельности совета привлекаются не только сотрудники СК, но и опытные и авторитетные ученые, руководители и компетентные специалисты других правоохранительных органов и судов. На недавнем заседании совета, к примеру, рассматривалась теоретическая возможность поэтапного упразднения в уголовном процессе института понятых. Разумеется, СК принимает активное участие и в законотворческой деятельности. Однако тема настолько обширна, что мы готовы подробней рассказать о ней отдельно — в ближайших номерах вашей газеты.

Справка «СБ»

Валерий Гайдученок родился 21 октября 1965 года в Гомельской области. С 1984 по 1986 год проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР. В 1990–м окончил БГУ по специальности «правоведение». С 1990 по 2011 год служил в органах внутренних дел Беларуси. 28 ноября 2011–го назначен заместителем председателя Следственного комитета.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 126 (24756). Вторник, 7 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter