Зачем российско-украинский конфликт пытаются превратить в религиозную войну

Тьма над Киевом

Одни из самых страшных в истории вооруженных противостояний были густо замешаны на вере. Религиозный фанатизм и сам по себе никогда не доводил до хорошего, а уж если в руки ослепших душой попадало оружие, то процесс превращения человека в зверя было не остановить. Не брезговали использовать веру в своих грязных играх и провокаторы от мира политики — религия одно из самых верных средств взвинтить ставки и повысить жестокость сторон почти в любом конфликте.

В целом попытки выяснить, кто в своей вере крепок, а кто так себе прихожанин, начались не вчера и даже не позавчера. Вершиной конфликтов на религиозной почве стала Тридцатилетняя война 1618 — 1648 годов, которая почти 300 лет до начала Первой мировой держала пальму первенства по масштабу разрушений и потерь среди мирного населения.

На дороге в бездну

Долгое время после Вестфальского мира вести войны за веру считалось моветоном. Да и опять же, а вдруг некоему «гегемону» очень захочется уполовинить территорию соседей, а там — вот незадача! — живут единоверцы. Поэтому на смену пафосным речам о религии пришел более универсальный и гибкий конструкт — демократия. И вроде бы все стало весьма удобно: уже не надо объявлять крестовый поход, решать скользкие вопросы с церковными иерархами. Можно просто объявить, что вот у этого народа в стране прошли недемократичные выборы, там диктатура и вообще у власти стоят плохие люди, которые угнетают всех кого ни попадя.
Идея разорвать духовное единство трех славянских народов сама по себе не нова. Еще в 1596 году в Бресте была подписана церковная уния, подчинившая обширные белорусские и украинские территории Киевской митрополии папскому престолу. С тех пор и до разделов Речи Посполитой православие перешло в разряд практически запрещенных и угнетаемых конфессий, а противостояние «схизматиков» с королевской властью со временем приобрело политический оттенок.
Демонтаж униатской церкви состоялся на Полоцком соборе в 1839‑м. Однако более чем 200‑летний опыт ущемления права славян на свободу вероисповедания не остался незамеченным. Уже в ХХ веке немецкие нацисты, разрабатывая планы покорения земель на востоке, дали этой давней стратегии вторую жизнь.

Выбрали для внесения разлада среди народов все тех же грекокатоликов. Их церковь активно сотрудничала с оккупационными властями, поддерживала украинских националистов, а митрополит Андрей Шептицкий благословил назначение священников УГКЦ капелланами 14‑й добровольческой дивизии СС «Галичина».
Главной целью фашистов был разрыв единого славянского ментального пространства, в котором пребывали русские, белорусы и украинцы с последующим стравливанием одних с другими. Сделать это было возможно, лишь уничтожив духовный базис единства — православную веру.
Можно сказать, что немецкая стратегия одновременно и удалась, и провалилась. Значительная часть грекокатоликов ушла вслед за отступающим вермахтом. В советской же Украине эта церковь прекратила свое существование в 1946 году, на Львовском соборе присоединившись к РПЦ. Однако семена раздора, посеянные в украинские души, остались и с течением времени дали свои всходы: с обретением Украиной независимости во многом по политическим мотивам вернулась и грекокатолическая церковь.
Возрождение ее сопровождалось насильственными захватами храмов, принудительным возвращением приходов и агрессивно-пропагандистской поддержкой украинского национализма.

И вновь гонения

Проповедники активно участвовали в обоих майданах, возбуждая речами толпы боевиков со Львовщины, Ивано-Франковщины и Ровенщины. После начала АТО в Донбассе грекокатолики закупали снаряжение для ВСУ, лелея надежду распространить свое влияние на левом берегу Днепра.

Однако западные кураторы учли опыт своих немецких предшественников и на этот раз делают ставку на окончательный разгром именно украинского православия. Он начался с раскола 1992‑го, когда митрополит Филарет (Денисенко) совместно с архиереями неканонической Украинской автокефальной православной церкви основали Украинскую православную церковь Киевского патриархата, продолжился созданием Православной церкви Украины и получением ею томоса об автокефалии 6 января 2019 года из рук Константинопольского патриарха, а сейчас процесс достиг пика.
Фактически те, кто не признал раскола и продолжал находиться в лоне Русской православной церкви, теперь подвергаются гонениям, закономерным итогом которых станет фактическая ликвидация УПЦ МП.
Как это ни печально осознавать, но, похоже, коллективному Западу все же удалась очередная попытка довести до конца начатый века назад раскол Украины по религиозному признаку. После обысков в Киево-Печерской лавре и арестов священников пришла очередь и других православных храмов и монастырей. В прошлую пятницу СБУ организовала масштабный рейд в Закарпатье, Житомирской и Ровенской областях. В этот же день Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности Украины об ограничительных мерах в отношении религиозных организаций, якобы связанных с Россией. В соответствии с ним СБУ и полиции предписано активизировать меры по выявлению «подрывной деятельности», которую будто бы ведут в религиозной среде. Эти меры, как сказано в заключительной части документа, должны привести к «духовной независимости Украины».

Бей «своих», чтобы боялись чужие

От здравого смысла Украина уже независима, осталось обрести суверенитет от духовности и элементарных правил морали.

В течение следующих двух месяцев Рада должна представить соответствующий законопроект. Он, скорее всего, и станет финальной точкой в существовании Украинской православной церкви Московского патриархата — за это время наиболее влиятельные священнослужители будут обвинены в сотрудничестве с Россией и изолированы от паствы, а на их места придет лояльный элемент, который на очередном псевдособоре, игнорируя мнение прихожан, проголосует за присоединение к автокефальной Православной церкви Украины.
Репрессии уже начались — в «подрывной деятельности» обвинен митрополит Кировоградской епархии, которого СБУ подозревает в том, что он входил в ближний круг патриарха Кирилла и координировал с ним распространение «прокремлевских взглядов».
Правды ради, но не для злорадства, стоит сказать, что своей ликвидации УПЦ МП противилась весьма своеобразно: пыталась доказать киевскому режиму, что она «своя». Еще в апреле более 240 священников подписали письмо с требованием к Собору предстоятелей Древних восточных церквей провести церковный трибунал над патриархом Кириллом и лишить его права занимать патриарший престол. Однако польза от этого отчетливо политического жеста оказалась околонулевой.

Шакалы и вороны

По традиции зададим вопрос: кому это выгодно? Заинтересованных сторон несколько. Прежде всего опасные игры с религией — конек западных разведсообществ. Вспомним хотя бы, как лихо ЦРУ использовало исламских террористов в целой череде ближневосточных и африканских конфликтов, умело стравливая порой представителей разных ветвей одной и той же религии.

Нечто похожее Запад пытается провернуть и в Украине. Возведенная едва ли не в ранг веры убежденность украинцев в том, что их ждут с распростертыми объятиями в ЕС и НАТО как защитников западного мира от орд с востока, будет слабеть с каждым днем, проведенным в холодных темных квартирах.
Поэтому бесконечным разговорам о демократии на смену приходит воинственная религиозная риторика, призванная окончательно отрезать Украину от общего с Беларусью и Россией культурного пространства.
А после того как разделение церквей произойдет окончательно, в украинском информационном поле явно появится еще один нарратив — мол, наше православие гораздо более истинное, чем московское со всеми вытекающими последствиями.

Разрушение Православной церкви в Украине — это важное, но не последнее звено в цепи полного и окончательного вытаптывания всего русского на территориях от Харькова до Львова. Следующим этапом по замыслу западных кураторов процесса должна стать полная зачистка Украины от всего, что может напоминать о совместной истории двух народов: вслед за религией в небытие окончательно отправят культуру, язык, память о совместно добытых победах.
И, главное, все это открывает путь к физическому уничтожению людей по национальному признаку — иными словами, русскоязычному населению Украины готовят примерно ту же судьбу, что и немецким евреям 80 лет назад.

Очередной акт трагедии

Еще одним выгодополучателем духовного хаоса в Украине являются церкви-конкуренты, а также околорелигиозные организации. Например, Ватикан, судя по последним заявлениям Папы Римского Франциска, который обвинил бурятских и чеченских военнослужащих в жестокости, не особенно заинтересован в прекращении конфликта и установлении мира. Учитывая богатую историю кровавых завоевательных походов, благословленных Римом, и системную работу по продвижению католичества на преимущественно населенных православными славянских землях, слышать это неудивительно.
Раздрай в делах духовных расшатает позиции православия во всем регионе и позволит миссионерам Ватикана упрочить положение католической веры в славянских землях.
Не скрывают интереса и высшие иерархи англиканской церкви. Намедни Украину посетил сам архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Комментируя итоги визита в Киев, он заявил, что, во-первых, Великобритания не должна принуждать Украину к миру, во-вторых, война может затянуться на годы, в-третьих, необходимо продолжать поддержку режима Зеленского. Впрочем, иного ожидать и не приходилось: долгосрочная нестабильность в Европе играет на руку Туманному Альбиону, и чем глубже будет хаос, тем яснее станет проступать из тьмы веков идея «Интермариума».

Разруха не только на улицах, но и в умах, безусловно, сыграет на руку и откровенно деструктивным движениям, сектам и культам. Язычники, сатанисты и прочие «товарищи» будут только рады возможности завербовать в свои ряды новых адептов. Однако в этом ничего нового — любая нестабильность в обществе вызывает деградацию духовности и влечет слабых личностей на огонек к разным неприятным элементам. Постсоветское пространство не понаслышке знакомо с этим явлением: после развала СССР колдуны, целители, аватары всевозможных богов прочно завладели умами многих.
Надо сказать, западные кураторы и их украинские подчиненные в этой истории превзошли в цинизме самих себя. Фраза «ничего святого» — как раз про них. Сфера религии по определению относится к разряду самых интимных, поэтому любое вторжение в нее, особенно с целью использования для эскалации вооруженного конфликта, не может не спровоцировать помутнения разума и роста агрессии у целого народа.
Религиозный раскол, приближающийся к своей развязке, станет еще одним актом трагедии Украины, разрываемой по живому жадными до прибыли политиками. Последствия этого недальновидного шага будут откликаться многие десятилетия большими проблемами и… почти наверняка большой кровью.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter