Тише, мыши

Жара заставила летучих мышей переселиться из фортов Брестской крепости в жилые дома Бреста и пригородных деревень...

Жара заставила летучих мышей переселиться из фортов Брестской крепости в жилые дома Бреста и пригородных деревень. Этим летом колонии рукокрылых вывели малышей на чердаках многоэтажек в микрорайонах Ковалево и Речица. А в деревне Тельмы Брестского района колония кожана позднего заселилась в частный жилой дом.

 

— Не менее сотни особей у нас живет, — хозяин усадьбы Александр Валько приглашает во двор. Черешня, абрикос, персик, декоративные кустарники, маленький пруд с кувшинкой и карасиками, небольшая пасека — приглянулся, видимо, рукокрылым столь живописный уголок. Мыши облюбовали чердак и межстенные пространства дома. С учеными Виктором и Марией Демянчик прислушиваемся к шорохам. Уже вечереет, однако мыши сидят тихо. Нужно ждать, когда зайдет солнце, тогда рукокрылые просыпаются и летят на охоту. Сидим, пьем чай с мелиссой вприкуску с ароматным липовым медом. И вдруг — шу–у–ух! Сфотографировать эти молнии может только фотограф–ас. Я не успеваю навести на резкость, как мышиная семейка разлетается в разные стороны...


— Правда, интересно наблюдать, как они вылетают из желобков шифера? — хозяйка Валентина Валько не против такого соседства, но говорит, есть одна беда: — Домой мыши возвращаются под утро — в четвертом часу — и начинают шуметь. Внучка Аня боится спать в своей комнате — зверьки скребутся, шуршат и пищат прямо за стеной.


— Колония кожанов такая активная, потому что появилось новое поколение. Подростки–мыши, как и наши дети, шумные. Людям это не нравится, они жалуются, некоторые травят мышей дихлофосом, чего, конечно же, делать не стоит, — старший преподаватель кафедры зоологии и генетики Брестского государственного университета им. Пушкина Мария Демянчик понимает хозяев, однако просит подождать их пару недель — малыши подрастут и вместе с родителями улетят в теплые края на зимовку.


Семью, приютившую в своих стенах столь шумное потомство, успокаивают пока только два аргумента: с появлением в доме летучих мышей напрочь исчезли мыши полевые — это первое «за». И второе — летучие мыши считаются универсальным индикатором состояния экологических систем, они никогда не селятся в неблагоприятных с точки зрения экологии местах. Дом гостеприимной семьи Валько подошел им идеально. И нам уходить не хотелось...

 

Кстати


В одном из фортов Брестской крепости (заказник «Барбастелла») находится одна из самых крупных зимовок широкоушки в Восточной Европе. Не первый год здесь останавливаются на зимовку колонии двухцветного кожана, лесного нетопыря и нетопыря–карлика, которые раньше из России летали зимовать в Южную и Западную Европу. Всего на территории Беларуси обитает 19 видов летучих мышей: самый крупный вид рукокрылых — рыжая вечерница с размахом крыльев до 45 сантиметров, самая миниатюрная летучая мышь — нетопырь–карлик, его размер не более 3 сантиметров. На территории Беларуси нет мышей–вампиров, которые живут в Африке.

 

Справка «СБ»


Поздний кожан — вид европейских летучих мышей с большими ушами. Размах крыльев — 35 — 40 сантиметров. Один только зверек за один вечерний вылет способен уничтожить около тысячи комаров, а за лето — примерно 60 тысяч кровососов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter