Тест на честность

Кадры решают все. И даже больше

— Участковый называется, хоть бы замечание, что ли, этим недорослям сделал. А то средь бела дня школу прогуливают да еще пьют, курят и шумят.


— И не говори. Сегодня он мимо проходит, глаза закрывает на это безобразие, а завтра может и за пистолет взяться...


Обгоняя по аллее двух прогуливающихся дам, услышала отрывок их разговора. Осудив участкового, они принялись негодовать по поводу случая, произошедшего в Москве, когда, поссорившись с женой, милиционер отправился среди ночи в магазин, убил водителя, который его подвез, затем расстрелял нескольких сотрудников ночного магазина — кассира и охранника — и ранил семерых покупателей...


— Кого только берут в милицию?! — последнее, что я услышала, проходя мимо.


Что ж, после московского происшествия вопрос вполне резонный. Его я задала заместителю министра внутренних дел — начальнику главного управления кадров МВД полковнику милиции Анатолию Курильцу.


— Анатолий Адамович, кто сегодня у нас может надеть погоны и стать сотрудником милиции?


— Далеко не каждый. Юноша или девушка, желающие служить в милиции, должны, во–первых, сами себе ответить, зачем и почему им это надо. А потом обоснованно и убедительно объяснить это другим. При наличии уверенной мотивации к службе, соответствии возраста, образования проводится первоначальное изучение кандидата. Скажем, приходит в районный отдел милиции парень и говорит, что очень хочет работать в патрульно–постовой службе. Сначала с ним беседует сотрудник отдела кадров, потом начальник отдела ППС. Запрашиваются характеристики–рекомендации со всех мест работы, учебы, службы в Вооруженных Силах, внутренних войсках МВД, пограничных войсках. Одной из форм изучения кандидата является специальная проверка, в ходе которой уточняется, нет ли обстоятельств, препятствующих приему новичка на службу. К примеру, не имеют шансов стать сотрудником МВД те, кто был судим или серьезно замешан в какой–то криминальной истории. Кроме того, используется система рекомендательных писем. Каждый кандидат должен обзавестись двумя–тремя поручителями из числа действующих сотрудников милиции, которые будут ходатайствовать о его приеме на службу и смогут поручиться за него. И только потом человек направляется на военно–врачебную комиссию, где медики определяют, подходит ли он по состоянию здоровья.


После этого каждый претендент проходит психологическую проверку. По ряду специальных тестов определяется его психологическая устойчивость, делается прогноз профессиональной успешности и соответствия (по личностным, интеллектуальным, морально–волевым качествам) предъявляемым требованиям с учетом особенностей конкретного вида деятельности. Ну, например, участковым должен работать человек зрелый, с высокими коммуникативными навыками, чтобы он смог легко общаться с ученым и выпивохой, с трудным подростком и пенсионером. Важно отсутствие у человека предубеждений. А выявляет это комплексное психодиагностическое обследование.


Ну возьмите меня...


В том, что психофизиологический отбор — процедура длительная, я убедилась на собственном опыте, побывав в службе психологической диагностики Центральной военно–врачебной комиссии (ЦВВК) МВД. Первый этап — психологическое тестирование. Сидя за компьютером, надо ответить на сотни самых разнообразных вопросов. Ответ на каждый должен быть однозначным: да или нет.


— Будь вы журналистом, вы бы писали про театр?


— Будь вы художником, вы бы рисовали цветы?


Казалось бы, простые вопросы. Но в каждом мне виделся подвох. Театр — игра, игра — неискренность, неискренность — обман... Отвечу «да» — подумают, обманщица. А если выберу «нет», решат, что во мне нет творческого подхода к делу. Впрочем, очень скоро я поняла, что моя подозрительность отнимает много времени. А его было в обрез. На более чем 500 вопросов отводилось максимум полтора часа. Пока я размышляла над 124–м, мой сосед уже успел осилить более трех сотен. Пришлось ускориться.


— Многие хотят перехитрить компьютер и показаться умнее, лучше, храбрее, чем они есть на самом деле, — рассказала мне начальник службы психодиагностики ЦВВК МВД Людмила Колтонюк. — Если кому–то удается провести компьютер, то психолога на втором этапе тестирования — индивидуальном обследовании — перехитрить куда сложнее. Беседа с одним претендентом может занять не более получаса, а бывает, приходится повозиться и час, и два, пока прояснится истинное лицо человека.


Категоричного резюме — годен или не годен — специалисты–психологи не дают. Выявляют степень психологической предрасположенности к работе в органах внутренних дел. И, по статистике, каждый пятый не соответствует психологическим требованиям.


— Впечатление о кандидате складывается еще с момента его прихода, оформления протокола (учет персональных данных, результатов тестирования, собеседования с психологом). Важно все, — подчеркивает Людмила Евгеньевна, — внешний вид человека, манера общения, насколько быстро он улавливает правила оформления протокола, где требуется заполнить такие графы, как гражданский статус, образование, специальность. Один это делает за три минуты, а другой за полчаса и не без нашей помощи. Кстати, с каждым годом к нам приходит все больше девушек. Зачастую их результаты значительно лучше, чем у молодых людей.


Случаются и такие казусы в анкетных данных: «Гражданская специальность — белорус», «Что будет в 2014 году в Сочи? — Дожинки».


Если человек хочет работать не просто в патрульно–постовой службе, а в оперативном подразделении, например в группе задержания департамента охраны, где сотрудник каждую минуту готов к выезду по сигналу «Тревога» и постоянно находится в стрессовых ситуациях, он проходит дополнительное нейрофизиологическое обследование. Его проверяют на устойчивость к стрессам, выявляют способности самоконтроля, изучают, как быстро он переходит из спокойного состояния в активное, определяют уровень реакции и координации (сможет ли метко стрелять по движущейся мишени), оценивают скорость принятия решения в простой ситуации и в усложненных условиях.


Доказывая делом


Впрочем, и те, кто успешно прошел психологическое тестирование, далеко не сразу становятся сотрудниками милиции.


— От месяца до полугода проводится изучение кандидата на соответствующих должностях рядового или начальствующего состава, — рассказывает Анатолий Адамович. — Причем изучаем и на конкретных поручениях, с привлечением наиболее квалифицированных сотрудников структурного подразделения. При приеме кандидата на службу они, как правило, становятся наставниками новичков. После предварительной стажировки вопрос приема на службу и направления в учреждение образования МВД рассматривается на аттестационной комиссии органа внутренних дел. Затем каждый кандидат должен пройти первоначальную учебную подготовку в учреждении образования МВД. Срок обучения — от трех до шести месяцев. Стипендия. Во время теоретической и практической подготовки ведется и психологическое сопровождение с целью получения дополнительных сведений о кандидате, выработки комплексной оценки профессиональных знаний и деловых качеств каждого курсанта, а также рекомендаций по его дальнейшему использованию в служебной деятельности.


Только после сдачи всех зачетов и экзаменов выпускник получает свидетельство, назначается на соответствующую должность и допускается к самостоятельной работе.


Увы, нельзя говорить, что психологические качества и манера поведения человека в погонах со временем не изменятся. Нельзя утверждать, что он будет всегда и везде абсолютно лоялен. Живые люди подвержены профессиональной деформации. И это касается представителей многих специфичных и экстремальных профессий. Помимо сотрудников правоохранительных органов, профдеформации подвергаются медики, в особенности психиатры, хирурги, анестезиологи, учителя и даже журналисты.


— Ежегодное диспансерное наблюдение сотрудников МВД предусматривает визит к психиатру, а вот психологическое тестирование они проходят лишь по мере кадровой необходимости: когда меняют должность или специфику службы, когда поступают на учебу, — уточнил Анатолий Курилец. — Но во всех подразделениях осуществляется психологическое сопровождение (изучение психологического климата в коллективе, психологические консультации). Психологи кадровых служб подразделений проводят диагностику социально–психологического климата в служебных коллективах, разрабатывают рекомендации по его улучшению, стараясь предупредить появление проблем и помочь сотрудникам в стрессовых ситуациях. Сегодняшний исполнительный, успешный, компетентный начальник отдела с широким кругозором, устойчивыми моральными качествами, который проявляет творческий подход, имеет глубокое понимание решаемых государством и органами внутренних дел задач, высокий общеобразовательный и профессиональный уровень, — потенциальный завтрашний руководитель управления или департамента. МВД делает все возможное, чтобы система отбора и профессиональной подготовки кадров действовала четко и эффективно, позволяя сформировать стабильный высокопрофессиональный кадровый корпус, способный работать эффективно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter