Тесно дышать

Выхлопные газы в пропорции и диспропорции

Выхлопные газы в пропорции и диспропорции


Раз уж мы настолько щепетильны, что считаем каждый пройденный километр и расход топлива, кропотливо записываем траты на ремонт и содержание машины, так давайте быть последовательными до конца! Кто–нибудь из автомобилистов пытался подсчитать «вклад» его машины в загрязнение воздуха? Воздуха, между прочим, которым мы дышим. Нет? Напрасно. В Минске, к примеру, в 2007–м на «совести» автомобилей — 193,4 тысячи тонн загрязняющих веществ. Для сравнения: столько весит около 40.000, наверное, очень грязных слонов.


Воздух в городе давно и обильно разбавили выхлопные газы. Но, увы, пока нас больше занимают заторы и парковки.


— Не устраивает — переезжай в деревню, — дружелюбно советуют автомобилисты. В то же время сами, прогуливаясь от стоянки до дома, вдыхают полной грудью окись углерода, диоксид азота, канцерогенные частицы... С отработанными выхлопными газами автомобилей в воздух попадает более 200 химических соединений. «Коктейль» из этой отвратительной смеси оказывает воздействие на носоглотку, бронхи, легкие...


Грязные «вклады»


Замечали, что после долгого ожидания общественного транспорта на остановке иногда начинают слезиться глаза и даже душить приступы кашля? Так борется организм, избавляясь от чужеродных для него химических веществ. Нормальная реакция, между прочим.


— Мы постепенно адаптируемся даже к агрессивной городской среде, — рассказывает ведущий научный сотрудник отдела эпидемиологии, профилактики и организации фтизиопульмонологии НИИ пульмонологии и фтизиатрии Елена Римжа. — Но это не значит, что теперь выхлопные газы приносят пользу! Загрязняющие вещества точат организм исподтишка, поначалу мы даже можем не замечать токсичного воздействия вредных веществ, парящих в атмосфере. Снижается сопротивляемость организма, уменьшается работоспособность, повышается утомляемость. Почему, скажем, стало больше пациентов с заболеваниями печени? Она выделяет ферменты для нейтрализации чужеродных организму химикатов и неминуемо ослабевает. Однако основной удар принимают дыхательная, центральная нервная и сердечно–сосудистая системы.


По словам медиков, все чаще диагностируются воспалительные явления в дыхательных путях и у горожан ослабевает сопротивляемость легочным инфекциям. Где укрыться от выхлопных газов?


Ну уж точно не в центре города, где дома образуют каменные коридоры. В них в безветренную погоду воздух застаивается, концентрируются вредные вещества. Причем они оказываются близко к земной поверхности, примерно в том слое воздуха, которым дышат люди. Днем содержание окиси углерода сильно возрастает. А причина — автомобильный поток, который несопоставим с ночным трафиком.


— В моменты повышенной солнечной активности происходит суммирующий эффект, — продолжает Елена Римжа. — Под влиянием солнца компоненты выхлопных газов, прежде всего углеводороды и оксиды азота, образуют более активные вещества, которые и формируют так называемый фотохимический смог.


Все это производное от машин. Примечательно, что водители находятся в салоне автомобиля и хотя бы немного защищены. В отличие от пешеходов, которые, как и пассивные курильщики, расплачиваются за чужие привычки. Не будешь же в самом деле ходить по улицам в противогазе! Конечно, не только прохожие страдают от астмы и аллергии. В группе риска и сотрудники ГАИ, и дорожные рабочие. Как измерить полученный вред именно от автомобильных выхлопов? Это довольно сложно, поэтому можно говорить только о приблизительных данных.


— На Западе даже ввели термин — количество непрожитых лет, — рассказывает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование) на транспорте Юрий Важник. — Датчане, к примеру, подсчитали, что в Копенгагене — очень, кстати, чистом городе с закрытым для автомобилей центром, большим количеством бульваров и парков — каждый год умирает около 150 человек от заболеваний, обусловленных воздействием загрязняющих веществ. Сколько в Минске? Такой статистики не ведется. Но можно предположить, учитывая опыт европейских медиков, что за год для более чем двухсот пятидесяти минчан воздействие вредных веществ оказывается смертельным. Разумеется, отравление организма происходит постепенно. И окончательным диагнозом может быть рак или хроническое заболевание дыхательных путей.


Пугающие перспективы. А есть данные в денежном выражении. По словам специалистов ассоциации, вред от каждого килограмма загрязняющих веществ, к примеру, дизельных твердых частиц, оценивается в 500 тысяч рублей. Эту сумму рассчитали исходя из того, сколько мы готовы и должны платить за то, что защищает нашу жизнь от вредного воздействия автомобиля (экологические установки, совершенствование машин, программы по охране окружающей среды). Не так уж много мы тратим на свою защиту. Потери же от выбросов загрязняющих веществ авто обходятся стране в 0,75 миллиарда долларов в год, Минску — 200 миллионов у.е. Это сопоставимо с инвестициями в строительство и годовое обслуживание всех наших дорог.


Труба ревет. Выхлопная


Вредное воздействие очевидно, и сейчас все больше внимания уделяется мониторингу атмосферного воздуха. В Минске экологи и медики отслеживают ситуацию в 32 контрольных точках. К примеру, на дорогах с интенсивностью движения более двух тысяч автомобилей в час. Превышение предельно допустимой концентрации регистрируется довольно редко. Впрочем, воздух от этого чище не становится и нужно принимать эффективные меры.


— Ни одного комплексного мероприятия по оценке параметров и снижению выбросов загрязняющих веществ автомобилей у нас не проводится, — удивляется Юрий Важник. — День без автомобилей не в счет. Акция проведена по инерции — совместно с европейскими странами, и не дала нужного эффекта. Необходимо принципиально менять подход. Небольшой пример. При строительстве жилых домов до сих пор не учитывается весь спектр факторов, которые, возможно, повлияют на спрос и цену. В расчет берется только вред от автомобильных стоянок. А как же крупные скоростные дороги? Скажем, недавно в Минске на улице Радужной возвели несколько многоэтажных домов. Но возможный вред от крупной магистрали — третьего транспортного кольца, строительство которого уже запланировано, никто не оценивал. Будущих жильцов–инвесторов никто не предупредил о потенциальном риске.


Еще одно недоразумение. Руководитель завода несет ответственность за то, насколько чисто организовал технологический процесс. А за выбросы на дороге почему–то отвечает только водитель. Парадокс! Получается, у владельца дороги и у тех, кто его контролирует, нет стимула менять ситуацию. При установке «спящих полицейских», например, учитывается только снижение аварийности, а ухудшение экологии как бы никто и не замечает. Хотя мы тормозим, потом газуем. Выбросов гораздо больше...


Между тем за ошибки, допущенные при проектировании, экспертизе, строительстве дорог, расплачиваются жизнями. Просчеты потом уже не только исправить, но и обнаружить сложно — в Минске нет системы детального учета, контроля и прогноза вреда, который везет нам автотранспорт. Правильнее было бы изначально оценивать все возможные риски и выбирать наименьшее зло. Разве не так?


В прошлом году в Минске горожане бурно протестовали против строительства продолжения улицы Филимонова, которая должна была разрезать Севастопольский парк. Специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте подсчитали: если проектировщики пойдут на поводу у группового эгоизма и дорога все–таки будет огибать парк по улице Калиновского, то выбросов станет гораздо больше. Ездить кругами выходит дороже, да и опаснее.


Фильтруй поток


Да, в Минск запрещен въезд для фур. Грузовые терминалы расположены на окраинах города в Колядичах, Шабанах и т.д. А парк общественного транспорта постепенно обновляется. «В Минске уже нет старых «Икарусов», — замечает заместитель начальника специнспекции Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Алейникова. — А почти каждый третий автобус оснащен двигателем стандарта Евро–3. МАЗ к 2010 году планирует освоить производство дизельных двигателей стандарта Евро–4».


Но и это не решение экологической проблемы. Потому что основной поток — частные легковые автомобили, владельцы которых положили на одну чашу весов комфорт и удобство, а про другую чашу забыли... На ней, кстати, оказались не только заторы, дефицит парковок, но и наше здоровье. Невидимый риск, к сожалению, сейчас в расчет никто из автомобилистов не берет.


Отказаться от комфорта добровольно сложно. И мы не готовы переплачивать за поездку на машине. Хотя в Берлине с прошлого года въезд в центр заказан для «грязных» машин. В этот список пока попали авто с дизельными двигателями ниже стандарта Евро–3, но с каждым годом требования будут ужесточаться. А в Гетеборге машины выдавили из центра высокой ценой за стоянки. Все автомобили — на скоростной магистрали, огибающей город. Улицы для пешеходов и велосипедистов, а не джипов и седанов. И дышится легче!


* * *


Каждый день, садясь в машину, мы приносим в угоду своему комфорту чье–то здоровье. Рано или поздно общество само придет к соломонову решению. Каким оно будет?


Советы «СБ»

старайтесь не проветривать жилище днем, лучше это делать перед сном;

не совершайте пробежек вдоль оживленных магистралей и в центре города;

дорожным рабочим лучше надевать респираторы, как это делают регулировщики в Японии;

не устраивайте пикники на обочине, можно получить отравление химическими веществами, которые оседают на бутербродах и яблоках;

не покупайте ягоды и грибы, которыми торгуют возле магистралей. В них скапливаются токсические вещества;

в пробках и на перекрестках не открывайте окна машин.


Наиболее загазованные автотранспортом улицы Минска

Способы решения экологической проблемы


Расширение и стимулирование работы системы автосервисов. От правильной настройки двигателя автомобиля многое зависит. Если услуга будет недорогой и доступной, это позволит, пусть и на доли процента, снизить выбросы в атмосферу. Вместе с разумным контролем со стороны ГАИ и «Белтехосмотра» это частично поможет сделать воздух чище, а также создаст дополнительные рабочие места.


Поощрение пользования экологически чистыми видами транспорта. Мэр Москвы Юрий Лужков давно лелеет мечту пересадить сначала чиновников, а потом и горожан на электромобили. Разумно! В Минске неплохо бы начать с развития велосипедного движения. Перспективным экологи считают также строительство трамвайных и троллейбусных линий.


Улучшение качества традиционных видов топлива. Сейчас, по словам экологов, растет потребление 92–го и 95–го бензина, а 80–го снижается. Уже неплохо! Но немалая доля вредных веществ на «совести» дизельных авто с большим объемом двигателя. Дифференцировать машины поможет введение экологического налога.


Организация дорожного движения. Решений может быть множество. Перечислим лишь наиболее актуальные для Минска. Сделать, наконец, экологически ориентированной действующую с 1980–х годов автоматизированную систему управления движением, которая должна улучшить режим потока, минимизировать остановки и заторы. Необходимо строить скоростные трассы, на которых не придется притормаживать перед каждым светофором. В чистом городе их должно быть около 40 процентов.


Организация зеленых зон. В новых микрорайонах обязательно нужно разбивать бульвары. Получаются зеленые коридоры, которые принимают на себя немалую часть загрязняющих веществ. Легкие города позволят его жителям дышать свободнее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter