Терьер? Бегом в вольер!

Все чаще стали появляться сообщения о том, что на людей нападают домашние собаки бойцовых пород. В Бобруйске ротвейлер насмерть загрыз хозяина-пенсионера. В Витебске собака этой же породы искусала женщину и ее маленького сына...
Дружелюбно глядя в глаза, он медленно подходит, садится рядом и кладет подбородок на мое колено. Тыкается мокрым носом в ладошку, настырно требуя почесать за ухом, и, добившись своего, посапывает от удовольствия. Не понимая ни слова из того, что я ласково ему говорю, улыбается во все 42 зуба. Он — пес, друг человека. Или... враг?

Все чаще стали появляться сообщения о том, что на людей нападают домашние собаки бойцовых пород. В Бобруйске ротвейлер насмерть загрыз хозяина-пенсионера. В Витебске собака этой же породы искусала женщину и ее маленького сына. В Бресте питбуль и кане–корса сняли скальп с 48–летнего мужчины, который вышел на улицу покурить...

— Самые «кусачие» породы — стаффордширский терьер, ротвейлер, питбуль и, как ни странно, коккер–спаниель, — утверждает Олег Харкевич, начальник пункта приема и временного содержания животных Мингорисполкома. — Тревожные сообщения о том, что собаки бегают по городу без поводков, ошейников, мы получаем по нескольку раз в день, но выезжает бригада только в самых экстренных случаях: если пес забрел на территорию детского сада или рычит на людей в магазине.

Чаще всего звероловов вызывают напуганные злобной собакой соседи, но бывает, что и сами хозяева не выдерживают — если не могут самостоятельно совладать с неожиданно проявившейся агрессией питомца. В пункте таких животных положено содержать не дольше 10 дней, затем — усыпление, однако в большинстве случаев новые хозяева появляются раньше. Причина проста: породистые щенки недешевы, здесь же стоимость любой собаки определяется только количеством дней, проведенных в вольере, и составляет около 10 тысяч рублей. Причем, как подтвердил Олег Харкевич, ни справки из психдиспансера, ни характеристики от местного участкового, чтобы стать хозяином огромного дога или злющего добермана, не требуется — были бы у человека только желание и паспорт для регистрации в специальном журнале убытия.

— С жалобами на собачьи укусы в этом году к нам уже обратились 310 человек, — рассказывает врач–рабиолог минской городской поликлиники N 2 Дмитрий Грачев. — К счастью, ни в одном из этих случаев животное не страдало бешенством.

По мнению Дмитрия Грачева, винить в том, что ежегодно увеличивается количество укушенных людей, следует бродячих собак — разносчиков всевозможной заразы. А вот официальная статистика Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья утверждает иное: в большинстве случаев кусаются как раз таки домашние Шарики.

Начальник кинологического центра Владимир Беликов считает, что в агрессивности своих питомцев на девяносто процентов виноваты сами хозяева — неправильно воспитывали: «Бойцовых, сторожевых и служебных собак дрессировать нужно жестко, пес должен с первого же дня знать, кто в доме хозяин. С другой стороны, очень важно не перегнуть палку — животному следует уважать владельца, но не бояться и ненавидеть его. Многое зависит и от атмосферы в доме — если люди ссорятся, ругаются, дерутся, то и собака изберет агрессивный стиль поведения».

Узнав от Олега Харкевича, что выгуливать псов следует в намордниках и на поводках, я несколько дней подряд наблюдала за минскими собачниками. Вывод: официально утвержденные правила содержания животных исполняются с точностью до наоборот! А решив навестить свою крестную, я едва преждевременно не поседела: компанию в лифте мне составил огромный русский терьер Тимоти, хозяин которого в кабинку уже не поместился и сердечно попросил подвезти собачку на 9–й этаж. Гуляя с подругой в День города по набережной Свислочи, мы едва увернулись от угрожающе разинутой пасти пса, в то время как его владелец, увлеченно рассматривая проходящих мимо девушек, совершенно забыл о своем любимце. А придя аккурат в самый «прайм–тайм» — семь часов вечера — на площадку для выгула собак в минском микрорайоне Сухарево, абсолютно никого там не увидела. Оказывается, в целях экономии времени хозяева ходят по магазинам вместе со своими питомцами...

Вообще–то я собак люблю. Особенно свою — русско–европейскую лайку по кличке Туз. Но, ведя ее на прогулку, не забываю и о праве окружающих людей любить животных на безопасном для себя расстоянии поводка. К сожалению, далеко не все собаководы отличаются подобным человеколюбием, потому и встает закономерный вопрос: неужели мы так и будем шарахаться от встречных братьев меньших, владельцы которых поскупились на собачью «спецодежду»?

В Интернете мне удалось обнаружить перечень из 27 потенциально опасных пород собак, являющийся частью приложения к постановлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 12.12.2001 г. N 40. Правда, как пояснил главный ветеринарный врач главного ветеринарного управления Минсельхозпрода Виталий Дубиковский, составлялся документ в такой спешке, что в текст даже орфографические ошибки закрались, не говоря уж о том, что контролировать его выполнение впоследствии оказалось некому... В постановлении, правда, оговорено, что для регистрации в ЖЭСе собаки любой из упомянутых пород потребуется предоставить разрешение кинологического клуба. Но разве многие ставят своих питомцев на учет? По словам Олега Харкевича, только в Минске официально насчитывается более 18 тысяч домашних собак, реальное же их количество больше названного в десятки раз, и у каждого четвероногого по 42 зуба...

В милиции в ответ на мой вопрос, как организована защита людей от агрессивных животных, развели руками: во многих европейских странах бойцовые собаки официально приравнены к холодному оружию, в Беларуси же дальше признания их потенциально опасными дело не пошло...

— Наказать хозяина за нарушение правил выгула и содержания собак в наших силах, но вряд ли эти точечные меры окажут эффективное воздействие, — сокрушается старший инспектор управления профилактики ГУВД Мингорисполкома Юрий Кишко. — Собаководы — люди ответственные и интеллигентные, достаточно один раз с каждым из них побеседовать, и проблемы бы больше не существовало, но заниматься этим некому: «звериной» милиции, как за рубежом, у нас нет, а у участковых инспекторов и без того полно важных дел.

...В американском городе Денвер после нападения питбуля на ребенка пошли на крайние меры: всех собак этой породы теперь принудительно отстреливают и усыпляют. Неужели и у нас должны произойти подобные трагедии, чтобы мы задумались, как уберечь людей, не уничтожая при этом животных?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter