Директор дома ночного пребывания: в стране оказывается мощнейшая социальная поддержка нуждающимся

Теплый прием

Одни приходят сюда сами, других привозят сотрудники правоохранительных органов, третьих — медперсонал. Нередко граждан сопровождают представители благотворительных организаций и просто неравнодушные люди. И у всех поступающих одна проблема — им негде жить. В домах ночного пребывания (ДНП) лиц без определенного места жительства, которые есть в каждом областном и некоторых районных центрах страны, нуждающимся готовы не только предоставить место для ночлега, но и помочь восстановить документы, накормить, одеть и обогреть. В преддверии холодного сезона корреспонденты «Р» побывали в минском ДНП для лиц без определенного места жительства и посмотрели, чем живет это социальное учреждение.

Сейчас в доме ночного пребывания заканчивается ремонт одной из лестниц, обновляется часть комнат.

Рука помощи

— Когда человек приходит к нам, мы всегда ищем, чем ему помочь, а не как ему отказат
ь, — говорит директор дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства Роман Сощенко и показывает листы бумаги, исписанные вопросами «Чем я могу вам помочь?», «В чем вы нуждаетесь?», которые он накануне писал для глухонемого посетителя. — В целом стремление помочь — это правило всей нашей системы социальной защиты населения. Если не можем сами оказать необходимую человеку помощь, то сопровождаем туда, где это наверняка смогут сделать.

Зайдя в дом ночного пребывания с улицы, ощущаешь слабый запах дезинфектора. Уборку здесь делают тщательно. Плюс раз в десять дней Городской центр дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводит санобработку. За чистотой просят следить и ночующих. Сейчас их в ДНП 42 человека. 12 из них по возрасту, инвалидности, состоянию здоровья имеют право находиться в доме круглосуточно. Остальные днем отправляются на работу или ее поиск, вечером возвращаются.

— Всего у нас 92 койко-места. При необходимости можем развернуть еще десять, — сообщает Роман Павлович.

Максимальная заполняемость в ДНП по традиции зимой. Летом трудоспособные люди, у кого нет своих квадратных метров, зачастую проживают у родственников или знакомых на дачах, помогают вести подсобное хозяйство, от случая к случаю подрабатывают.

— В теплое время года у нас остаются, как правило, маломобильные люди. Среди них часть оформляют документы в дома-интернаты. Также ночуют те, у кого есть постоянная работа, но нет возможности заселиться в общежитие, — перечисляет директор ДНП.

Инвалиды и пенсионеры могут находиться в доме круглосуточно.
 
Механизм попадания в социальное учреждение неизменен: медкомиссия, заключение врача-терапевта, проверка отдела по гражданству и миграции Партизанского РУВД последнего места регистрации гражданина. Только потом примут заявление на заключение договора на ночлег в ДНП сроком на один месяц. В зависимости от тяжести ситуации, в которую попал человек, договор может быть продлен до одного года. Но есть и новшества. Роман Сощенко поясняет:

— Постоянно совершенствуются методы работы с прибывающими на ночлег людьми. Повышается эффективность по оказанию им помощи. Например, имеется возможность принять участие в электронных ярмарках вакансий. Например, у нас есть пока устная договоренность с университетом, подготавливающим специалистов по социальной работе, студенты которого придут к нам на практику. За счет этого эффективность работы дома ночного пребывания должна увеличиться. Автоматизация учета граждан, прибывающих на ночлег, позволит четче обозначить проблемы конкретного человека и оказать ему целевую помощь, — рассказывает директор ДНП. — В этом году мы запланировали полностью автоматизировать учет как приходящих на ночлег, так и их потребностей для реабилитации — возвращения в общество.

Последнее — самый важный принцип в работе учреждения. Здесь понимают, что важно удовлетворить не только первостепенные нужды человека, но и помочь ему начать жить с чистого листа.

— Много людей становятся на путь исправления. Главное, чтобы у них было желание, — подтверждает заместитель директора Лариса Волощук, работающая в доме ночного пребывания уже более 20 лет, с момента его основания.

В доме ночного пребывания можно читать книги, по вечерам смотреть телевизор.

Виды на будущее

Дом ночного пребывания активно сотрудничает с благотворительными организациями. Одни ежедневно привозят горячую еду, снабжают сухими пайками. Другие помогают в восстановлении документов, приносят одежду. Третьи организуют встречи с теми, кто в свое время тоже оказался под крышей ДНП, но смог вернуться в общество и снова уверенно стоит на ногах.

— Много помогает Белорусский Красный Крест. Предоставляет подгузники, сухие пайки, а также одноразовую посуду для людей, пришедших сюда за помощью, — с благодарностью говорит Роман Павлович.

Помочь бездомным людям может любой минчанин. В доме всегда подскажут, что больше всего нужно его постояльцам.

Чем больше будет в обществе рук помощи, протянутых человеку, оказавшемуся у пропасти, и чем меньше ног, которые хотят его туда столкнуть, тем выше станет уровень цивилизованности нашего общества, — рассуждает директор ДНП. — И чем больше будет желающих помочь, тем быстрее человек сможет реабилитироваться.

А желание жить достойно есть у подавляющего большинства людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Вот и 62-летний Владимир Николаевич на наши расспросы, как он оказался без крыши над головой, почти стихами отвечает:

Владимир Николаевич рассказал, что к бродяжничеству его привел образ жизни.

— Бумеранг, запущенный мной, меня же сильно и ударил. Но жить охота. Хоть сколько, хоть как-то ходить по земле.

За этими словами скрывается личная драма: когда-то у собеседника была квартира. Ему захотелось лучшей жизни, он ее продал, а деньги потратил. Работать и рад, но в выданном медико-реабилитационной экспертной комиссией индивидуальном плане реабилитации много ограничений.

Будущее Владимиру Николаевичу видится смутно. Возможно, он сможет получить путевку в дом-интернат для пенсионеров и инвалидов (ДИПИ). Но среди его коллег по несчастью есть и те, кто по закону не может претендовать на место в этом учреждении: родственники могли бы о них позаботиться, но, находясь в разладе с собой, люди всячески открещиваются от помощи близких.

Здесь поле работы для психолога, — считает Роман Сощенко.

Благотворительные организации привозят в ДНП горячие обеды.

Особое мнение

Некоторых бездомных людей, с кем довелось общаться, смело можно называть постояльцами дома ночного пребывания. Прожив здесь положенный год, они выселяются и заселяются вновь. Для тех, кто не может претендовать ни на социальное жилье, ни на место в ДИПИ, постоянным пристанищем, по мнению Романа Павловича, могла бы стать социальная гостиница.

— Такие есть в России. Учитывая их опыт, можно было бы создать собственную, где были бы небольшие комнаты с санузлом и местом для приготовления пищи, — рассуждает директор ДНП.

Общаясь с Романом Сощенко, понимаешь, что человек на своем месте не случайно. Он не только сопереживает людям, которым негде ночевать, но и делает все возможное, чтобы им помочь.

— Важно изменить мнение общества о составе этой социальной группы. В этом доме нашли временное пристанище и учителя, и инженеры, и врачи, а не только разнорабочие и дворники, как принято считать в обществе. У нас здесь много граждан с высшим образованием, есть офицеры запаса. Но в их жизни случился стресс, потом была депрессия, алкоголь, и далее произошла череда событий, из-за которых эти люди оказались на улице, — делится мыслями собеседник. — В стране оказывается мощнейшая социальная поддержка нуждающимся, но для получения таковой необходимо выполнение целого ряда условий. Очень важно для нуждающихся в помощи людей не потерять надежду на получение этой помощи и поддержки как со стороны государства, так и со стороны общества. А нам с вами не обмануть их доверие.

Маломобильные граждане, кому исполнилось 65 лет, оформляют, как правило, документы в дома-интернаты.

Временное убежище

Жертвам домашнего насилия, торговли людьми, пострадавшим от террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, находящимся в конфликте с другими членами семьи, а также тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, государство готово подставить плечо. Временный приют такие граждане могут получить в «кризисных» комнатах, которых на сегодня в стране 136.

— «Кризисная» комната — это специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания, — рассказывают в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты. — Режим работы «кризисной» комнаты круглосуточный. Услуга предоставляется бесплатно.

Тем, кому она потребовалась, следует обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.

— Важно, что обращаться в ТЦСОН можно независимо от места регистрации (места жительства), — подчеркивают в Минтруда и соцзащиты.

С гражданами заключается договор на проживание, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Среди правил внутреннего распорядка — неразглашение адреса «кризисной» комнаты, организация встреч с друзьями и родственниками за ее пределами.

Тем, кто попал в беду, готовы оказать психологическую, юридическую помощь. В ТЦСОН подскажут, как оформить документы на получение адресной социальной помощи, окажут содействие в трудоустройстве, помогут в проведении медобследования, в случае необходимости — госпитализации.

Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации, — добавили в Министерстве труда и социальной защиты.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter