Пружанский кузнец Александр Янушкевич нашел свою дорогу в ковке
Кованые заборы, балконы, фонари, статуэтки… Спрос на металлические изделия был всегда. И сегодня. Предложение тоже немалое. С одной стороны, крупные производители, которые делают все по шаблону, но манят привлекательными ценами. С другой — кузнецы-предприниматели, готовые предложить эксклюзивные вещи по индивидуальным заказам. Конкуренция у последних мощная. Шутка ли — только на один Пружанский район кузнецов больше десяти. Александр ЯНУШКЕВИЧ — один из них, а когда-то первопроходец. В деле — шестнадцать лет. Признается: за это время в мире кованых изделий все перевернулось с ног на голову.
Найти кузницу в деревне Куплин не составляет особого труда. Она расположена сразу же на въезде в населенный пункт. Рядом вывеска: «Мастерская художественной ковки». Пропустить невозможно.
Одноэтажное строение похоже на сельский дом. Только здесь тепло не от семейного очага. От горна. Кузница у Александра Янушкевича не совсем традиционная. Кроме главных для таких строений горна, наковальни и молотов, несколько станков. Самодельных. Без них, возможно, мастерской уже и не было бы. Но пружанский кузнец нашел свою нишу. Впрочем, обо всем по порядку.
Ковать металл Александра подтолкнул отец, который отливал чугунки. Он стал и учителем. Первые изделия не были связаны с ковкой — занимался художественным литьем. Мастер признается: на счету десятки неудачных экспериментов. Но методом проб и ошибок изучил все тонкости:
— Когда понял, что смогу на этом заработать, зарегистрировался как предприниматель. Взял помощников. В основном мы делали ограды для могил. Заказов было много, технология отлажена. Но на рынок пришла китайская «нержавейка». В больших объемах, с низкими ценами. Люди отвернулись от литья. Не было смысла делать и литые элементы для ворот. Рынок потребовал более динамичной композиции. А первое правило предпринимателя — уметь вовремя подстроиться под запросы заказчика. Тогда мы взглянули в сторону ковки.
Сделать такой шаг помогло и образование. У Александра их два: одно техническое — наладчик токарных автоматов, второе творческое — художник-оформитель. Навыки пришлись весьма кстати — ведь прежде чем выковать изделие, нужно нарисовать эскиз. Мастер пошел дальше:
— Не хотелось повторяться и просто крутить завитки. Так делают многие. Терпеть не могу плагиат — сам не ворую и не люблю тех, кто этим занимается. Искал свою дорогу, ведь без этого дело прогорит. Решил разработать собственные элементы — занялся коваными листьями. Придумал уже более 20 вариантов. Такими металлическими листьями мы украшаем свои изделия, предлагаем их кузнецам, чтобы они могли улучшить творения. Первая наша работа с такими элементами — ворота храма в Пружанах.
В кузнице организована целая линия по производству кованых листьев. За подобную импортную отдать пришлось бы 10—12 тысяч долларов. Здесь же ее сделали из подручных средств. Деньги затратили смешные. Больше всего — 300 долларов — ушло на плазменный резак. На главный многофункциональный станок понадобилось около миллиона неденоминированных рублей (помогает при ковке изделий). Аналогов ему нет в мире! На нем можно делать объемные листья любой сложности.
Как же кусок металла превращается в изысканное творение? Сразу на установке плазменной резки из металла делается своеобразная выкройка по эскизу, далее при помощи ковки придается ей форма, появляются линии, полусферы. Листок как будто оживает. Александр рассказывает о преимуществах своих изделий:
Как же кусок металла превращается в изысканное творение? Сразу на установке плазменной резки из металла делается своеобразная выкройка по эскизу, далее при помощи ковки придается ей форма, появляются линии, полусферы. Листок как будто оживает. Александр рассказывает о преимуществах своих изделий:
— В интернете можно найти десятки сайтов, где предлагают кованые элементы, листья в том числе. В основном китайского производства. Правда, их коваными и назвать сложно — они штампованные. На предприятии, к примеру, стоит пресс за 50 тысяч долларов, в него устанавливают пресс-форму за 10 тысяч, и начинается штамповка. Но чтобы окупить такое производство, объемы нужны большие. К тому же конечный продукт выходит практически плоским. Мы же не затрачиваем на оборудование большие деньги, но выпускаем объемные листья, с разными завитками, закруглениями.
Как показывает практика, далеко не все решает дорогое оборудование. Затраты на открытие кузницы, по сути, небольшие. Горн, как правило, кузнецы делают сами. Они бывают разными. Александр использует переносной вариант, поскольку заготовки для ковки не очень большие. Также из оборудования понадобится сварочный аппарат, за который отдать нужно около 300 долларов, еще 100 — за баллон к нему, шланги — 20 долларов, болгарка — еще 50. Плюс арендовать помещение и его обустроить — обязательно сделать хорошую вытяжку. И уже можно начинать. Дальше — дело за умением превращать металл в красивые изделия.
В кузнице у Александра работают двое помощников: Сергей Каменев и Андрей Линков (на снимке). Мастер признается, что берутся за любую работу — от кочерги до Эйфелевой башни. Ведь заказчиков не так много, как было, например, еще лет десять назад. Тогда кузнец из Куплина был чуть ли не единственным в округе. Очередь — на полгода вперед. Сегодня уже кузнецы выстраиваются в очередь к клиенту.
В день моего приезда команда Янушкевича делала ворота. Заказ буквально вырвали у шести конкурентов. Александр не только сошелся с заказчиком в цене — за работу мастер запросил всего 600 деноминированных рублей, — но и предложил ему несколько различных вариантов исполнения:
— Для того чтобы получить свой хлеб, нужно идти хотя бы на один шаг быстрее остальных. Реклама в социальных сетях, увы, не дает результата — не было у меня ни одного заказчика из интернета. Лучше всего в ковке — сарафанное радио. Да и работы говорят за себя. Вот сейчас поставим ворота, мимо них в день проедет около ста человек — несколько придут к нам с заказами. Больше всего работ делаем для жителей Брестской области, в частности Пружанского района.
Есть у Александра и планы на будущее — запустить производство сувениров. Сейчас на них есть спрос. А мечтает мастер о покупке установки лазерной резки металла. Стоимость — около 11 тысяч долларов. С ней, признается, возможности производства возрастают в несколько раз. Главное при этом, чтобы было для кого ковать...
ДОСЬЕ
Название: «Мастерская художественной ковки»
Форма регистрации: ИП
Сфера деятельности: художественная ковка
Количество наемных работников: двое
Целевая аудитория: жители Брестской области, любители кованых изделий
Начальный капитал: собственные накопления
Бонусы: не пользовался
borisovez@sb.by
Фото автора