Темные лошадки психики

Душа человеческая — инструмент тонкий и сложный. Расстроиться и сломаться может внезапно, непредсказуемо
Душа человеческая — инструмент тонкий и сложный. Расстроиться и сломаться может внезапно, непредсказуемо. А спустя время вдруг восстановить «порванные струны» и «запавшие клавиши». Заключение схоластической медицины Средневековья насчет людей «со странностями» было единым — это вселившийся бес и одержимость. Поэтому марш на костер или в клетку. Дикие пережитки остались в глубинах истории. Меж тем и ныне не всегда удается понять, отчего на человека внезапно наваливается апатия, нападает агрессия и пр. Зачем знать о редких психических синдромах? Так ведь осведомленность — часть профилактики, если хотите, обязательной психогигиены. Больше знаешь — легче выстоять в трудную минуту.

Испытание вечным городом


Паломники со всего света устремляются в библейский город, чтобы прикоснуться к его мудрости и вечности. И вот здесь, как ни странно, некоторые начинают «чудить». Впечатления от увиденного, избыток религиозных чувств могут так захлестнуть, что люди начинают воображать себя библейскими персонажами — спасителями мира, 

практически сразу. И если в одних случаях все благополучно заканчивается по возвращении домой через 2 — 3 недели, то в других исход — принудительная госпитализация в психиатрическую клинику.
богоизбранными и великими, ощущая желание проповедовать и прорицать. Громко выкрикивают цитаты из Библии, распевают религиозные гимны, сооружают себе белую тогу из гостиничных простыней. Что–то нездоровое в такой самодеятельности распознается 

«Видимо, самым бурным проявлением синдрома стала выходка туриста из Австралии Денниса Рохана. В 1969 году он пытался поджечь мечеть Аль–Акса на Храмовой горе. Паломник возомнил себя «посланцем Господа» и якобы получил от него особые указания уничтожить Аль–Аксу, что должно было ускорить второе пришествие Иисуса Христа, — рассказывает о хрестоматийном случае проявления «иерусалимского синдрома» врач–психиатр высшей категории, доктор медицинских наук, профессор Сергей Игумнов. — Сам инцидент провоцировал массовые беспорядки и, видимо, мог бы повлечь гибель людей. Но удалось вовремя погасить потенциально опасный конфликт».
В чем здесь причина? Объективно их две. Первая — в том, что еще до посещения древнего города у человека существовал, мягко говоря, душевный дисбаланс. А по прибытии в вечный город чувства так обострились, что вот вам, пожалуйста, — сверхценные идеи, пророчества и мания величия. Другой вариант, когда психически здоровый человек настолько взволнован и поражен увиденным в Иерусалиме — историческими местами и артефактами, о которых читал и мечтал увидеть, — что теряет ориентиры, покидая привычную «систему координат». Кстати, основным центром исследования феномена 15 лет назад стала психиатрическая клиника Кфар Шауль в Иерусалиме. Ежегодно туда попадают до 40 человек с характерным синдромом.

Привет от Стендаля


Настигает этот синдром людей в культурных местах — музеях, галереях, выставках. Созерцая некое произведение искусства — картину, скульптуру, театральную постановку и т.п., человек вдруг испытывает такое чувство экзальтации, что переносится в увиденное всем существом. Его буквально трясет — растет частота ударов сердца, дрожь бежит по телу, появляется головокружение, у особо впечатлительных — галлюцинации. К примеру, художественное полотно они воспринимают как объективную реальность, а себя ощущают ее участниками.

Впервые подробно о таком состоянии рассказал легендарный французский писатель  Стендаль, посетив галерею Уффици во Флоренции. Кстати, это место называют наиболее «опасным» для особ чрезмерно восприимчивых. Вот как Стендаль описал свои ощущения: «...у меня забилось сердце, показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю». Вызвать такие эмоции мог, безусловно, только шедевр. Кстати, вспомните сюжет комедии «Формула любви», где молодой дворянин, влюбляясь в статую девушки, умоляет графа Калиостро оживить ее, хоть волшебством, хоть заклинаньем. Типичное проявление «синдрома Стендаля»!

По мнению Сергея Игумнова, если слишком яркая эмоциональная реакция возникает у людей просто чрезмерно впечатлительных, то спустя время быстро проходит. Если же с уникальным произведением встречается некто с неустойчивой психикой, последствия непредсказуемы — от акта вандализма до настоящей трагедии. Известно ведь, что знаменитую «Мону Лизу» пытались облить кислотой, бросали в нее камни, а трое поклонников Джоконды покончили с собой. Один застрелился, стоя напротив полотна...

Париж как депрессант


Париж... Город высокой моды и высоких чувств. Здесь культурный шок, в общем, может испытать любой. Но, считается, более всего ему подвержены японцы. Возвращаясь из города своей мечты, они в спешном порядке ищут помощи психотерапевтов. Дело в том, что японские СМИ долго изображали Париж идеальным, где все красиво, роскошно, вокруг люди с безупречным вкусом и любезными манерами. На месте же иллюзия разбивается вдребезги. Какая романтика?! Европейский город со своим прагматизмом и жесткостью, грязные улицы и метро, грубое или равнодушное отношение окружающих. Итог? Около 20 японцев, посетивших Париж, ежегодно испытывают разные формы психических расстройств. В общем, завышенные ожидания и «жесткая посадка». Это состояние получило название «парижский синдром», который, по сути, является антиподом «синдрома Стендаля». В общем, депрессия от глубокого разочарования.

«Действительно, современный Париж — вовсе не тот, что представлен в фильме «Амели» — полный тайн, загадочных уютных уголков и интересных персонажей. Пригороды давно заселены мигрантами, не отличающимися высоким культурным уровнем, — признает профессор Игумнов. — Это сказывается на работе сферы обслуживания и правопорядка — официантов, водителей такси, продавцов, полицейских. Я назвал бы «парижский синдром» «продуктом несбывшейся мечты».

Все настолько серьезно, что еще в 1989 году японский врач Хироаки Ота создал специальную сеть психологической помощи для своих соотечественников. И под его наблюдением за 16 лет в больнице Святой Анны прошли лечение 63 пациента, «подкошенных Парижем». Большей частью — молодые, до 30 лет.

Советская Белоруссия №141 (24278).Четверг, 1 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter