Театралы отмечают 100-летие со дня рождения народного артиста БССР Анатолия Лелявского

6 марта исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста БССР, режиссера, педагога, без преувеличения, реформатора театра кукол – Анатолия Александровича Лелявского. «С его именем связан важнейший период развития театрального искусства нашей страны. Будучи главным режиссером Государственного театра кукол Беларуси (1956-1986 гг.), Анатолий Александрович внес огромный вклад в становление профессионального театра, наполнив его новыми решениями сценического пространства и конструкции куклы, стремлением к жанровому разнообразию постановок», -- напомнили в Белорусском государственном театре кукол.


Именно по его инициативе в Белорусском театрально-художественном институте (БГАИ) начали набирать курс актеров-кукольников, на котором преподавал сам Лелявский. Он воспитал целую плеяду артистов, подготовил три курса актеров-кукольников. Осуществил более 70 постановок, тем самым сформировал новый облик театра кукол высочайшего уровня. При Анатолии Лелявском театр заслужил репутацию одного из ведущих коллективов Советского Союза. Анатолий Лелявский работал и над постановками для взрослых. Благодаря ему афиша пополнялась вечерними спектаклями, среди которых были «Божественная комедия» И. Штока, «Прелестная Галатея» Б. Гадора-С.Дарваша, «Левша» Н. Лескова, «Клоп» В. Маяковского, «Жаворонок» Ж. Ануя, «Приключения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и другие. Под его руководством театр кукол начал активно сотрудничать с отечественными драматургами: в репертуаре появилось немало постановок, которые обращались к белорусскому фольклору и истории: «Дед и Журавль» В. Вольского, «Серебряная табакерка» по З. Бядули, «Баллада про белую вишню» С. Климкович.


Драматургией занимался и сам режиссер. Его «Липовички» по произведению В. Голубка были поставлены в Минске и Гродно, а к «Веселому цирку» обращались в Минске в конце 60-х годов ХХ века и в 1990-е. Поставленный в 1999 г. Алексеем Лелявским «Веселый цирк» долго не покидал афиши Белорусского государственного театра кукол. Анатолий Лелявский также является автором нескольких популярных книг, предназначенных прежде всего для детей и педагогов, «Театр кукол» (1974) и «Театр кукол в школе» (1967). На спектаклях режиссера выросло не одно поколение минчан. И сегодня родители приводят своих детей на постановки Анатолия Лелявского: неизменной популярностью пользуется его «Красная шапочка» Е. Шварца. Спектакль сохраняется в репертуаре театра уже более 37 лет.      

"Все, кому посчастливилось работать с Анатолием Лелявским, отмечают его уникальную эрудицию, интеллигентность, умение создавать удивительную творческую атмосферу, основанную на человеческое единении всех, кто работал над спектаклем. Актеры, художники, бутафоры – все делали одно большое дело. И знали, что для него важен профессионализм. Осторожно, вдумчиво, деликатно он умел подвести каждого к нужному результату, -- добавляют в Белорусском государственном театре кукол. -- Анатолий Лелявский прививал актерам внутреннюю творческую дисциплину и чувство стиля. Его спектакли стремились утверждать добро и искренность. Потому что неправды и фальши он не терпел.Традиции, заложенные Анатолием Лелявским, живы и сегодня. Хочется верить, что взращенная им – культура многолетняя".

К 100-летию со дня рождения Анатолия Лелявского Белорусский государственный театр кукол отреставрировал декорации и куклы классической постановки "Красная шапочка", чтобы и у будущих поколений была возможность насладиться спектаклем. Кроме того, в фойе театра будет представлена экспозиция, посвященная памяти Мастера, которого не стало в 1995-м году.

   

Фото предоставлены Белорусским государственным театром кукол.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter