Театр времен Климовой и Янковского

Сорок лет назад Русский театр имени Горького был самым любимым. Толпы людей метались в поисках лишнего билетика, чтобы попасть на «Макбет», «Трехгрошовую оперу», «Сладкоголосую птицу юности».

«Антоний и Клеопатра».

Сорок лет прошло, в 1994 году театр стал академическим, а в 1999 году — Национальным. Слово «русский» из его названия стыдливо испарилось, и случилось это в те самые годы, когда в зале зимой не топили, но зрители продолжали приходить, потому что театр — любимый.

— Я всегда говорил, что Купаловский — первый театр республики, а Театр имени Горького — лучший театр республики! — улыбается заслуженный артист республики Андрей Душечкин.

Да, он сын великой актрисы Русского театра Александры Ивановны Климовой и сам служит в этом храме искусства уже сорок лет.  Но поверьте, я знаю множество актеров и актрис, которые на каждом углу ругают свой театр, свой город, свою страну, и от таких людей стараюсь держаться как можно дальше.

В чем секрет театра времен Климовой и Янковского?

Климова и Янковский.

Театра, о котором с восхищением вспоминают зрители, критики и сами актеры.

— Как я любила Русский театр! — вспоминает коренная минчанка, руководитель Московского детского музыкального театра «Волшебная флейта» Ирина Комаровская.Мощнейшая труппа! Когда я начала учебу в Москве, то сразу стала ходить в театры и была страшно разочарована слабой игрой актеров во многих именитых театрах. Была избалована актерами Русского театра. Потом в одном из интервью известный актер Алексей Нилов тоже сказал, что труппа Русского театра была одной из сильнейших в СССР!

Ведь эту труппу кто-то собирал, и эти актеры навсегда связали себя с Беларусью, с Минском, с Русским театром, несмотря на соблазнительные предложения, которые могли быть, но говорить об этом даже в семье было не принято.

— Я ничего об этом не знаю, — говорит Душечкин. — Думаю, что маме никто и ничего не предлагал. Тогда ведь не было такой градации, это была одна страна.

И судьбы актеров частенько решались на самом высоком, союзном уровне.

Климова и Янковский в спектакле «Барабанщица», 1959 год.

Не все знают, к примеру, что народный артист БССР Юрия Сидоров был однокурсником Александры Климовой по московскому Щепкинскому училищу. Уроженец Саратовской области, он был распределен в Гродненский драмтеатр, а Климова, уроженка Урала, — в Одесский.

Через семь лет после выпуска они встретились в Русском театре имени Горького.  Сидоров был переведен из Гродно в Минск в 1954 году приказом Главного управления по делам искусств при Совете Министров СССР. Климова приехала в 1956 году из Харькова по приглашению Министерства культуры БССР.

Юрий Сидоров. «Любовью надо дорожить».

19 июня 1957 года (сохранилась даже точная дата!) из Ленинабада (ныне Худжанд, Таджикистан) прибыл будущий народный артист СССР, одессит Ростислав Янковский. У него не было высшего образования, он окончил студию при Ленинабадском драматическом театре. Но был огромный талант, и кто-то же сумел его разглядеть!

Можно предположить, что немалую роль в этой истории сыграл тогдашний директор Гуткович и режиссер Михаил Спивак. Именно он в 1957 году поставил «Оптимистическую трагедию», в которой дебютировали на минской сцене Климова и Янковский. И он же два года спустя поставил «Барабанщицу» Салынского, где Климова и Янковский незабываемо сыграли главных героев. Зрители старшего поколения и поныне вспоминают, как она танцевала на столе.

Климова в спектакле «Милый лжец».

Актерский быт в конце 1950-ых был трудным, но никого это не смущало.

— Они еще год или два после приезда жили по гримеркам на третьем этаже, — рассказывает Душечин. — До сих пор в театре ходят легенды, как они ходили друг к другу в гости. У кого электроплитка была, к тем и ходили кормиться. Лучше всех готовила Зоя Васильевна Осмоловская — жена Юрия Владимировича Сидорова. Она пироги пекла.

Дружили ли актеры после того, как их расселили по отдельным квартирам?

— Парадокс в том, — признается Душечкин, — что каких-то нежных чувств у мамы с Ростиславом Ивановичем Янковским, прямо скажем, не было никогда. Она дружила с Сидоровым, со Ступаковым.

Блистательный актер, народный артист БССР Юрий Ступаков, приехавший из Севастополя в 1968 году, тоже, кстати говоря, был без образования, но это не помешало ему создать впечатляющие образы и завоевать любовь зрителя.

Юрий Ступаков. «Руины стреляют в упор».

В числе друзей Климовой была и замечательная характерная актриса, заслуженная артистка БССР Валентина Кравченко. Уроженка Тюмени, она в 1948 году окончила студию при Купаловском театре, но до конца дней работала в Русском.

— Когда в театр пришла молодая Ольга Клебанович, — продолжает свой рассказ Андрей Душечкин, — мама разглядела в ней талант и пригласила ее к себе в гримерку. Но самым лучшим ее другом была костюмерша Янина Михайловна Куминская.

Таковы были дружбы за сценой.

«Мария Стюарт», 1969.

А на сцене всецело царили Климова с Янковским.

— Как сценическая пара это было потрясающе, — говорит Андрей Душечкин. — Именно как пара они создали лучшее, что было в Театре Горького. Такой пары, такой красоты и мощи двух людей я не помню по всему Советскому Союзу.

Особенным их достижением был, конечно же, «Макбет» в постановке Бориса Луценко.

Янковский, Климова и Кашкер в спектакле «Макбет».

— На гастролях в ФРГ «Макбет» произвел настоящий фурор! Думаю, и по нынешним временам впечатление было бы огромным. Борис Иванович создал для этой сценической пары колоссальный спектакль. Но и ему повезло работать с такими актерами. Думаю, такого Макбета и такой Леди Макбет не было и нет в масштабах всей планеты.

Прошли годы. Театр ушел, театр остался и продолжает говорить со зрителем на родном русском языке, не стыдясь, не жеманничая и твердо веря во взаимопонимание. Через год ему исполнится 90. В масштабах вечности это юность.

«Любовь Яровая», 1967.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter