Создатели детского иммерсивного театра «Кропка» рассчитывают восстановить свой театр к осени

Театр «Кропка»: точку ставить рано

Не только в Минске, но и в Беларуси такой театр был единственным. Возможно, даже вообще уникальным — если где–то и существует нечто подобное, то лишь на уровне осторожных экспериментов, и никак не в виде самостоятельной сцены. Увы, говорить о нем сейчас приходится в прошедшем времени: несколько тонн декораций детского иммерсивного театра «Кропка», еще на днях собиравшего аншлаги на пятом этаже ТРЦ «Галерея–Минск», размонтировали и перевезли на хранение к его многочисленным друзьям. «Временное хранение», — уточняют создатели «Кропкi» Семен Шапчиц и Вера Костин. Ставить точку в этой истории они не намерены.


Сюжет — почти из голливудского кино. Харизматичные молодые герои решают создать театр. Не просто театр, а детский, вдобавок еще иммерсивный — то есть такой, где зрители по ходу действия сами становились бы участниками спектакля. Долго ищут помещение — не любое, а достаточно просторное, чтобы было где разгуляться и актерам, и публике. И непременно в таком месте, чтобы даже двухлетним зрителям дорога к театру не казалась утомительной. Находят, залезают в кредиты и долги, делают ремонт, декорации, шьют костюмы и придумывают первый спектакль. Потом второй, третий, интуитивно нащупывая новые способы общения с залом, который и залом можно назвать лишь условно. К смелому эксперименту присоединяются актеры больших профессиональных театров — для них это также свежий и интересный опыт. Необычные спектакли набирают популярность, рекламируются восторженными зрителями в соцсетях, первые аншлаги позволяют наконец выплатить значительную часть долгов, которых за полтора года накопилось немало. Но арендодатель, до сих пор скрепя сердце шедший на уступки, решает расторгнуть договор. Театр должен найти себе новый адрес. В этом месте в фильмах обычно звучит траурная музыка, сменяющаяся бодрыми нотами, намекающими на неизбежный хеппи–энд. Но это в фильмах. В реальности же будущее «Кропкi» пока под большим вопросом.


— В другой ситуации мы за полгода точно рассчитались бы со всеми долгами и вышли бы на полную самоокупаемость, — утверждать это арт–директор и основатель театра Вера Костин может на основании доходов за последние месяцы и с бумагами в руках. — Но никаких претензий к руководству «Галереи–Минск» у нас нет и быть не может: бизнес есть бизнес, как говорится, ничего личного.

«Полтора года назад мы смотрели на все сквозь розовые очки», — признают создатели «Кропкi», которым пришлось опытным путем нащупывать еще и нестандартные способы финансирования своего театра. Спонсоров не нашли. Вложить деньги в настолько непредсказуемое дело не решился никто из коммерсантов, к которым они обращались. Иммерсивный театр — тема, конечно, модная, всевозможные интерактивные шоу и квесты для публики, жаждущей новых эмоций, собирают все больше поклонников по всему миру. Но речь всегда идет о зрителях взрослых и успешных, а не о малышах мам–декретниц. Да и доходность своей затеи Семен и Вера, давние друзья и родители пятерых детей на двоих, ставили не на первое место. «Захотелось подарить сказку всем, а не только собственным семьям», — по словам Веры, до того занимавшейся организацией концертов эстрадных звезд, театр начинался из чистой мечты. Однако цена за эту сказку–мечту оказалась немалой и для них, и для потенциальных зрителей. 20 рублей за билет — даже для мам, не сидящих в декрете, такие деньги не пустяк.


Публики поначалу собиралось немного. Впрочем, и за меньшую цену это было бы закономерно. Долги росли. Но и молва о необычных спектаклях тоже. И когда театр «Кропка» объявил акцию «Плачу, сколько хочу», предложив зрителям самим решать, сколько рублей оставить в театральной кассе, на спектакли ринулись. И те, кто финансово не мог себе этого позволить раньше, и те, кто мог позволить намного больше.

Сегодня в их афише три спектакля. «Снежная королева», «Маленький принц» и «Путешествие в Изумрудный город», к истории которого планировалось добавить еще два продолжения с участием юных воспитанников театральной студии «Кропкi», вчерашних зрителей.

— А еще мы готовим спектакль для малышей от 0 до 2 лет, — и режиссер «Кропкi» Юлия Ольшевская с таким увлечением углубляется в подробности, что становится очевидно — это не просто мечты и отдаленные планы.

Основное место ее работы — центр экспериментальной режиссуры в Белгосакадемии искусств. Но осуществить эту идею Юлия рассчитывает с «Кропкай».

— Печальный период мы пережили, — улыбается Вера Костин. — Пару дней погрустили, но уже взяли себя в руки и начали работать. Говорят, энтузиазм живет три года. Значит, по теории еще два года у нас в запасе.

Для реализации своих идей по новому адресу «Кропке» нужно помещение не меньше 450 — 500 метров, оптимально — в центре города. Восстановить свой театр они рассчитывают уже к осени, хотя потенциальных арендодателей пока нет. Но они многому научились за эти полтора года и многое сумели доказать. В том числе не только самим себе.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter