Танцующие на свету

Древние греки сделали интересное наблюдение.
Древние греки сделали интересное наблюдение. Они написали о том, что сначала человек научился обманывать словами, потом - глазами, но никогда, как бы ни старался, не научится "обманывать спиной". Движения всегда будут говорить нам правду о его характере и намерениях. В природном стремлении человека передавать свои чувства движением - танцем, прыжками, бегом - глубинная основа балетного искусства.

Белорусский государственный хореографический колледж - из той редкой когорты вузов, в стенах которых высокие разговоры о таланте, призвании, предназначении - "черный хлеб" общения, ежедневные слова. Выпускники колледжа - товар штучный, ведь БГХК - единственный ручеек для Национального академического театра балета.

Рыночные времена внесли коррективы в преподавательскую практику - появилось такое понятие, как репетиторство. Юридические нормы этих витиеватых взаимоотношений у нас до сих пор не определены. Что провоцирует неизбежные в этом случае конфликтные ситуации.

По ту сторону

"Целая плеяда выпускников БГХК влилась в ряды Большого. Но не нужно быть большим профессионалом, чтобы предвидеть, что лет этак через пять-шесть нашему Театру балета не видать больше отсюда пополнения".

Этот приговор - из письма нашего читателя Вячеслава Михайловича Дулича. Он выносит его после конфликта, случившегося в училище с его дочерью.

Один из молодых педагогов предложила своим ученицам заниматься дополнительно. И якобы назначила цену за услугу - 5 у. е. за 45 минут занятий. Стоит пояснить, что занятия в колледже "по классике" могут осилить только подготовленные дети. Поэтому ничего удивительного в том, что вскоре после начала дополнительных занятий, увидев, что нагрузку дочь не выдерживает, родитель отказался от них. Но именно этот факт - отказ от платных уроков, по словам отца, задел самолюбие педагога.

"На своих занятиях она лишь терпела мою дочь, не уделяла ей абсолютно никакого внимания, ставила ее в дальнем углу, не давала ей никаких ролей для разучивания, настраивала против моей дочери других педагогов, - пишет Вячеслав Михайлович. - Дочь шла на занятия, как на каторгу, а иногда и прогуливала их. При том, что она почти не пропускала все постановки спектаклей Большого и ее интересовало все, что связано с балетом".

Родитель обратился в Министерство культуры с просьбой провести "объективную инспекцию предстоящего экзамена по классике". Представитель министерства согласился с оценкой преподавательского состава колледжа.

После экзамена отец девочки по своей инициативе посетил заседания педсовета колледжа, где ему было рекомендовано забрать дочь из колледжа.

По словам В.Дулича, его дочь была не единственным "донором", и о платном репетиторстве все знали, включая детей. И якобы однажды даже прозвучало вслух: "Когда же закончится этот магазин!"

- Я только "за", если ситуация вокруг репетиторства будет, в конце концов, разрешена юридически и репетиторству придадут легальный статус. Но пока в этом вопросе не соблюдаются самые элементарные нормы морали и этики. По-моему, тот, кто занимается с ребенком за деньги, не имеет право принимать у него экзамены в государственном колледже, иначе репетиторство пахнет то ли подкупом, то ли вымогательством.

По эту сторону

Слово директору колледжа Зории Петровне Дусенко

: - Эту проблему мы решили еще в прошлом году. Я подписала приказ, в котором репетиторство в стенах колледжа запрещается. В педагогической нагрузке учитывается требуемое количество часов для выполнения сценической практики. У педагога нет ограничений в часах сценической практики. Он может заниматься с учеником, сколько посчитает нужным, зафиксировав это в творческом плане, по которому работает.

А отчисление - это, увы, наша реальность. Поймите, первый год, а то и два ребята занимаются в колледже условно! Мы заранее предупреждаем родителей о возможных проблемах, чтобы не было никаких неожиданностей. И посудите сами, какой смысл нам специально, из одной прихоти перечеркивать свою работу? С таким трудом мы ищем талантливых ребят по всей нашей республике! Для чего? Чтобы потом, вступив в конфликт, так легко от них отказаться?

...Мы листаем классные журналы. Рядом с фамилией девочки стоит оценка "два". Дальше написано, что исполнительская техника не на высоте и... стоит предупредить родителей о возможном отчислении за профнепригодность.

- У девочки ничего не получалось с самого начала. У нее была плохая координация движений, - говорит заслуженный артист педагог С.Пестехин. - Мы пытались объяснить отцу нецелесообразность обучения его дочери в колледже, но он ничего не хотел слушать.

- Да, девочка была сложная, - подключаются к разговору педагог Л.Матусевич и классный руководитель девочки Т.Слечарчик. - Прогуливала занятия. Но отец не захотел с самого начала понять, что балет - не для нее. В ней воспитывался, таким образом, серьезный психологический комплекс...

- Но отец утверждает, что конфликт начался именно из-за того, что он отказался платить за дополнительные занятия...

- Это совсем не так, - говорит старейший педагог колледжа народная артистка Клара Малышева. - И на педагогическом совете всем было очевидно, что девочка слабая, что здесь ей нет смысла учиться.

- На самом деле это серьезная психологическая проблема - работа с родителями детей. Не станет преувеличением, если я даже скажу, что психологическая адаптация родителей происходит гораздо сложнее, чем адаптация детей, - считает Зория Дусенко. - Не все родители способны признать, что руководствуются порой не благом детей, а удовлетворением своих амбиций. Поэтому я начала серьезно заниматься вопросами психологии. Мы определили основные направления этой деятельности: создали компьютерную картотеку с полной психологической характеристикой ученика и индивидуальной картой развития. Мы общаемся с коллегами из Москвы и Петербурга, и для нас было большим открытием, как строят свою педагогическую деятельность они: все происходит гораздо жестче, там отчисляют учащихся без предупреждений. Возможно, для балета это на пользу, но у нас иной тип отношений с учениками. Без нравственности нет искусства. Мы стараемся нести идеалы добра и гармонии. Потому что "спина" в танце не имеет права на ложь - осанка должна быть идеальной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter