Интервью с Послом Эстонии в Беларуси Майтом Мартинсоном

Таллин и Минск на встречном курсе

Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Эстонии в Беларуси Майтом Мартинсоном
Старый Таллин — как старая любовь... Кто–то вспомнит певца Яака Йоалу. Кто–то, как я, не забудет, чем для нас, студентов журфака, был писатель Энн Ветемаа — глоток модернизма в тесных рамках соцреализма. А кто–то до сих пор тоскует по улочкам старого Таллина, которые дадут фору средневековым ганзейским городкам... Впрочем, его очарование никуда не исчезло для нас и сейчас. Ведь корни близости белорусов с эстонцами гораздо глубже опыта жизни в политических границах бывшего Советского Союза.

«Друг» по–эстонски — «sober» — сябар. А наш воспетый Максимом Богдановичем «цвяток радзiмы васiлька» красуется — где бы вы думали — на паспорте гражданина Эстонии! На самом деле василек — это национальный эстонский символ, и именно его с гордостью продемонстрировал в начале нашей беседы Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонии в Беларуси Майт Мартинсон.

Фото Артура ПРУПАСА

Нужно было время, чтобы и Беларусь, и Эстония, каждая по–своему шагнувшие в открытый мир, осознали новые возможности в общении друг с другом.

Мы должны заново открывать друг друга


— Господин посол, как вы сегодня оцениваете «систему координат» Таллин — Минск?

— В Эстонии так же, как и в Беларуси, есть люди, которые хотят посмотреть на все происходящее новым, более широким взглядом. Да, сперва мы сконцентрировались на Скандинавии, затем пошла ориентация на Брюссель и все, что связано с европейской интеграцией. У меня есть карта, когда–то изданная в Минске, где место Эстонии просто обозначено неким пятном. Без надписи. Как такое можно представить? Ну хорошо, мы сделали шаг в сторону Скандинавии, ведь по менталитету мы и есть такие же северяне. Но в то же время Беларусь страна немаленькая, 10 миллионов. Мы ведь совсем недалеко, но постоянно рядом с Беларусью проезжаем. В общем, за последние 20 — 25 лет у многих накопились какие–то догматические подходы. Довлеют стереотипы. А как нам понять истинное лицо страны? Только через общение и контакты на различных уровнях. Мы хотим не забыть опыт прошлого, но настроены найти новое, что будет служить и нашим, и вашим интересам.

Да, мы достигли определенных успехов. У нас есть открытость общества. Отработано законодательство. Но у нас говорят, что наши достижения надо оценивать критически. Приходит момент, когда совершенствовать одно и то же невозможно.

Беларусь нам интересна с точки зрения поиска новых возможностей. И для вас, думаю, точно так же. Ведь часто так бывает, что какой–то опыт, в котором мы нуждаемся и едем за ним в Азию или еще какие–то далекие страны, оказывается рядом. У вас много говорят об опыте Южной Кореи в сфере электронного управления и других высоких технологий. А недавно мы провели у вас в Минске семинар по этой теме, и белорусы удивились — оказывается, в Эстонии есть именно то, что они представляли себе, говоря про Южную Корею, Сингапур.

Я знаю, что и белорусы также гордятся своим Парком высоких технологий, знаю про Viber и World of tanks. В Эстонии создали Skype и Transferwise. Это дает толчок к новым открытиям и осознанию, что мы все–таки готовы пробиться на самые высокие рубежи. Мы готовы быть конкурентоспособными.

Наш президент очень красиво сказал, что Эстония, как земляника, — сложно найти, но раз нашедши и попробовав, не забудешь и заново захочется. А теперь подумаем, что мы получим, если пойдем навстречу друг другу.

Балтийский «ледокол» растопил лед


— Но прежде чем мы будем говорить о взаимных интересных проектах, не могу у вас не спросить вот о чем. Эстония — член Евросоюза. И наверное, нам нужно не только по–новому взглянуть друг на друга, но и надо менять подходы в общеевропейской политике по отношению к Беларуси?

— По–моему, Черчилль сказал: когда меняются факты и реальность, я переоцениваю ситуацию — тогда меняются и подходы. Тогда можно искать новые пути. То, что мы намечаем сегодня, — это сдвиг во многих сферах. Кое–что апробировано в 2008 — 2009 годах, а сейчас подход, как нам это кажется, находится в интересном положении. Оглядываясь на прежний опыт, мы двигаемся вперед определенными шагами. И когда пошел позитивный процесс, очень важно не споткнуться на ровной дороге. Давайте пойдем такими шагами, чтобы то, что меняется и что предлагается, держало нас в равновесии.


В прошлом году, когда только начинались встречи на уровне министров иностранных дел, встал вопрос, кто будет в этом деле айсбрекер — ледокол... Что пошло на пользу, так это и литовское, и латвийское председательство в ЕС. И конечно же, хотя мы с вами и не прямые соседи, но все–таки эстонцы живут рядом с белорусами. В Эстонии примерно 13 тысяч ваших соотечественников. Так что, я думаю, толчок дали и дают самые ближайшие соседи.

Значимое общение произошло также в Белграде на саммите ОБСЕ, и буквально на этой неделе ваш министр иностранных дел провел важные встречи в Брюсселе. В этом и есть реальная жизнь: чтобы тебя понимали, надо встречаться и разговаривать. И сейчас нам надо быть здесь, на месте, чтобы из первоисточников получить те импульсы, которые можно измерять с нашим пониманием и посмотреть, как можно их реализовать.

Сближение по воде, земле и воздуху


— Насколько я знаю, вы не удовлетворены уровнем экономических отношений и хотите его повысить. 100 миллионов товарооборота для нас слишком маленькая цифра. Кстати, с близкой нам Литвой у нас 2 миллиарда, но там у нас порт...

— У нас тоже есть порты. Таллинский порт. Порт Силламяэ. Порт Палдиски. Мы заинтересованы в крупных белорусских грузоперевозчиках, таких как «Беларуськалий». Я там уже побывал, и меня спросили: а где вы были 4 — 5 лет назад? Поэтому я сейчас и говорю — а мы здесь. И наш подход в том, чтобы доказать, лучше ли мы, чем Литва или Латвия. Если посмотреть чисто на карту, то нам говорят, что это добавочные 100 — 200 километров.

— Но если вы можете предложить лучшие условия, то эти 100 км ничего не значат.

— Вот видите, вы смотрите в самую суть. Так и мы говорим — приходите, посмотрите и потом уже сделаете свои калькуляции. Если товар поставляется в Азию, Индию или Южную Америку, тогда лишние сто километров погоду не меняют. Другие вещи имеют значение — цены, условия, сервис. Чтобы иметь полную картину, для этого мы здесь.

И здесь находятся уже наши инвесторы. Есть такой привлекательный белорусский бренд с эстонским капиталом — «Милавица». Далее, намечается в этом году серьезное вложение в лесопромышленность в Витебской области. Так что инвестировали в Беларусь уже примерно 100 миллионов евро. Эстонцы не громкие на обещания, но если договоримся о чем–то, тогда делаем хорошо. Но есть проблема. Из Минска есть прямые рейсы в Вильнюс, Стокгольм, Ригу, Варшаву, Киев... Но куда нет прямого рейса, так это в Таллин. Сейчас работаем над тем, чтобы восполнить этот пробел. Стучимся в разные двери — и «Белавии», и белорусского Правительства, и на данный момент я должен сказать, что нас услышали. Действительно, если мы говорим и про туризм, и про культуру, и по спорту, сразу возникает вопрос: а как мы будем общаться, если не можем быстро добраться друг к другу?

И следующий вопрос — очереди на границах. Я думаю, нам следует воспользоваться нашим совместным опытом с финнами, которые внедрили эстонскую специальную систему виртуального пересечения. Сегодня на финско–российских пограничных пунктах действует система онлайн–заказа времени пересечения границы. Я думаю, и нам следует действовать так же на границах ЕС с Беларусью, тогда острота проблемы снимется.

Время разрушать старые стереотипы


— И наконец, вопрос, который так волновал эстонских интеллектуалов в начале 80–х и продолжает волновать белорусов сейчас, о национальной идентичности. Мир увидел нас после обретения независимости такими, какие мы есть?

— Над этим надо постоянно работать прежде всего нам самим. Должен сказать — то, что происходит вокруг Беларуси сегодня, это уже не просто окно в мир, а масса новых возможностей. Беларусь стала страной нобелевского лауреата. В Эстонии это по–особому воспринимается, поскольку у нас был писатель, которого несколько раз номинировали на «Нобеля», но не получилось. Так что белорусам есть чем гордиться, а также задуматься, как воспользоваться этим. Поскольку ваша страна прозвучала на мировом уровне.

Да, Беларусь таит в себе огромный интерес. Но даже если этот интерес возрождается сейчас, откуда могут приехать сюда туристы? Из Германии, Франции? Возможно, но мало. А я предлагаю размышлять так: в хоккей кто играет? Финны, шведы. И поэтому они сюда потянутся, будучи наслышаны о ваших успехах в хоккее. Так же, как и для белорусов открывается много новых возможностей для туризма в Эстонии и далее по Балтийскому морю.

— Эстония могла бы быть тем окном в Скандинавию?

— Да, Таллинский порт, порт Силламяэ — вот это и есть белорусское окно на север Европы. Тот самый путь «из варяг в греки», который сегодня открыт в обратном направлении. И этим шансом надо воспользоваться как эстонцам, так и белорусам. Кстати, в этом году поток между Таллином и Стокгольмом и Хельсинки — это примерно 9 — 10 миллионов пассажиров. И этот поток контролируется эстонской компанией.

Выражение «окно в Европу», придуманное еще веками назад, сегодня для нас имеет конкретный и более широкий смысл. Все, что выгружается и загружается в портах Таллина, расходится по всему миру. Здесь расширяются также маршруты для туризма. Имея море с другой стороны, мы всегда чувствуем эту свободу, этот выход в открытый мир. И этим мы сегодня предлагаем вам воспользоваться сообща.

— Спасибо за беседу!

РАЙ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Все морское побережье от Тойла до Нарва–Йыэсуу, от Пярну до Хаапсалу, включая остров Сааремаа, занято пляжами и спа–центрами.


«Летняя столица» Пярну предлагает отдых в сочетании с яхтингом, виндсерфингом, речной греблей, катанием на роликах и полетах на дельтаплане.

Городок Вярска — «столица минеральных вод».


Уникальное культурное пространство острова Кихну включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старинные усадьбы балтийских немцев — мызы — жемчужины Эстонии, которых насчитываются тысячи на территории страны.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 245 (24875). Пятница, 18 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter