Как проходят вступительные испытания у будущих звезд отечественной хореографии

Талант по назначению

«Раз, два, три, плие...» — считает вслух 22-летняя Александра Кот из Глубокого. На слове «плие» еще три девушки в одинаковых черных купальниках синхронно сгибают колени и так же синхронно приступают к повторению одной из танцевальных комбинаций. Через 10 минут все то же самое они продемонстрируют экзаменационной комиссии: вступительные испытания в Белорусском государственном университете культуры и искусств в самом разгаре. На 39 мест по специальности «Хореографическое искусство» претендуют более 60 человек. Кто-то из них не пройдет по конкурсу, смирится и, возможно, выберет другую профессию. А кто-то выучится и попадет на большую сцену, чтобы сдавать экзамены перед публикой всю творческую жизнь.


Большинство абитуриентов на танцы когда-то отдали родители. И даже не думали, что дети так увлекутся, — просто хотели, чтобы не болтались после школы без дела. Гомельчанин Юрий Геращенко танцует с 6 лет. Сегодня, в день экзаменов, ему исполнилось 22. Праздник, признается, планировать некогда, все мысли исключительно о поступлении. Перед выходом Юра вкратце пересказывает нам свою биографию: танцевал в детском ансамбле, потом поступил в местный колледж искусств имени Н.Ф.Соколовского, после окончания которого отправился на полтора года в армию. «Пограничник-кинолог. И собака есть», — рапортует парень. Сначала хотел устроиться в военный ансамбль, но не сложилось:

— Там набор с ноября, а у меня был весенний призыв. Поэтому на время службы танцы пришлось отложить. Но для себя решил, что после армии обязательно продолжу. Если не поступлю на бюджет, согласен учиться платно. Потому что хореография — это стопроцентно мое.

А вот 20-летний Станислав Короленко из Рогачева другой формы обучения, кроме как дневной бюджетной, даже не рассматривает. Хотя среднего специального образования в области хореографии, в отличие от большинства абитуриентов, Стас не имеет. В его багаже — детская школа искусств в Рогачеве и диплом режиссера Могилевского колледжа искусств. Заниматься постановкой праздников парень, впрочем, в будущем не намерен. Хочет танцевать.

— Чтобы подготовиться к вступительным испытаниям, пришлось брать экспресс-курс. Ходил на 2-недельные курсы в БГУКИ, перед этим месяц занимался с педагогом в Могилеве. Сначала она сомневалась, что я осилю 4-летнюю программу колледжа за 30 дней, но все получилось. Главное — желание. С детства смотрел выступления «Хорошек» и всегда мечтал там работать.

«...Так, а теперь готовимся к комбинации на материале русского танца. Веревочка, моталочка», — координирует процесс экзаменов преподаватель кафедры хореографии Роман Ковалев. Первая пятерка выбегает на середину зала. На всех абитуриентах одинаковая форма: на мальчиках — белые майки и обтягивающие трико, на девочках — черные купальники, такого же цвета юбки для танцев и специальная обувь. Волосы собраны в тугой пучок. Никаких украшений, декора и отвлекающих внимание экзаменаторов деталей. Хотя вообще-то комиссии не важно, как абитуриенты выглядят: главное — техника, улыбка, эмоции и обаяние.


Людмила Ефремова работает на кафедре 28 лет. Артистку балета в ней выдают крепкая спина и прямая осанка. «А ведь мне уже 72», — чуть кокетливо озвучивает свой возраст Людмила Павловна. Танцует она с 10 лет, успела поработать в Большом театре и на эстраде, окончить ГИТИС и стать лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета и балетмейстеров. Среди ее учеников — практически весь нынешний состав кафедры. А потому глаз на таланты давно наметан:

— Уже на вступительных экзаменах можно рассмотреть потенциал. Хореографическая подготовка может быть средненькой, но ребята должны брать харизмой и артистизмом. Если их нет, хороших танцовщиков, даже при самой совершенной четкости исполнения, не получится.

Чтобы избежать споров и возможных конфликтных ситуаций, все происходящее в зале записывается на видеокамеру. Это, с одной стороны, позволяет педагогам защитить свою точку зрения, с другой — вернуться к записи в случае разногласий среди членов комиссии. Но такое, к слову, случается очень редко. Все педагоги — профессионалы высшей пробы. Оценки по всем трем этапам испытания — классический, сценический танец и композиция — у них, как правило, совпадает.


Балл могут накинуть за элементы повышенной сложности. От абитуриентов их не требуют, но исполнение на экзамене только приветствуется. Так, мальчики могут похвастаться вытяжкой назад или прыжком-разножкой, девочки — вращением в 32 оборота в быстром темпе. Однако важнее, обращает внимание первый проректор БГУКИ доцент кафедры хореографии Наталья Карчевская, показать не то, что ты умеешь, а то, что ты можешь чему-то научиться. И задача комиссии — увидеть этот потенциал. Все остальное можно наверстать во время учебы:

— Радует, что сегодня абитуриенты гораздо более подготовленные, чем мы когда-то. Конкурс в БГУКИ очень высокий, порой даже выше, чем в Москве и Петербурге. Посмотрите на наших выпускников, которые работают во всех коллективах Беларуси: госансамбль танца, «Хорошки», музыкальный театр, военный ансамбль, Молодежный театр эстрады... Школа действительно сильная.

Для кого нынешние вступительные испытания окажутся шагом к исполнению мечты, станет известно в начале августа. Однако ознакомиться с баллами творческого испытания будущие артисты, педагоги и хореографы могут сразу после экзаменов.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter