Такой контраст нам не нужен!

Сегодня социальные контрасты вопиют и восточнее, и южнее Беларуси...
«Париж — город контрастов!» И Лондон, и Мадрид, и Нью–Йорк — все, что расположено западнее соцлагеря. Этот идеологический аргумент недавнего прошлого изящно пародировали Ю.Никулин и Н.Мордюкова в комедии «Бриллиантовая рука». И что же? Сейчас и Москва — город контрастов. И Киев, и Тбилиси. Сегодня социальные контрасты вопиют и восточнее, и южнее Беларуси. Впрочем, видел их и севернее: в Риге, например.

А в Минске таковых нет! Я не пытаюсь уесть наших соседей, а лишь констатирую известную статистическую реальность. Разбежка между доходами наиболее богатых граждан и наименее обеспеченных в Беларуси весьма незначительна. По самым строгим международным меркам. Нет супербогатых «олигархов», нищенство отсутствует как социальное явление, хотя отдельные бомжи попадаются. Сходная картина в экономике, поскольку связь тут прямая.

Но есть и у нас если не город, то «городок контрастов»! Носит эта деревня странное название — Дофаренция — и расположена недалеко от Острошицкого Городка. Несколько лет здесь прямо возле дороги, рядом с богатыми коттеджами, красуется нечто! Сооружение убожества неописуемого и нетерпимого, в чем читатель может убедиться. Огромный, поросший бурьяном двор. Остовы двух грузовиков и недвижимая стрела то ли крана, то ли экскаватора. Убогие постройки вкривь и вкось, все валится набок. Зерноток, склад, весовая? На снимке не видно того, что сзади: развалины фермы без крыши и окон.

Почему это убожество нетерпимо? Как преуспевающий человек позволяет себе необязательные, но дорогие атрибуты, так и благополучное государство имеет право на некоторые «излишества». Например, иллюминацию, ночную подсветку домов на столичных магистралях. Необязательно, зато красиво. Великолепно! Как новый вокзал, новая библиотека... Можем себе позволить! Взоры граждан, хорошо работающих и достойно зарабатывающих, должны радоваться. Зато лачуги и хибары, которые эти взоры оскорбляют, с глаз долой.

А что в Дофаренции?

Оказывается, «режимный объект». На воротах надпись: «Внимание. Территория охраняется собаками». На мой возглас из хибары выходит, похоже, сторож. Поясняет, что прежде была здесь пилорама, а еще раньше — ферма.

«А что здесь теперь?» — «А теперь здесь ни хрена!» Я ожидал узнать, что объект принадлежит «недомогающему» совхозу или колхозу, но нет. «Частник взял в аренду», — сказал сторож.

Вот те раз! Дело принимает неожиданный оборот. Частник — стало быть, бизнесмен, предприниматель. Вы можете себе представить бизнесмена в облике бомжа: смердящего, в лохмотьях и рваных башмаках, из которых торчат голые пальцы? Этот «объект» едва ли лучше. Не позорился бы ты, бизнесмен, и страну не позорил. Неподалеку Раубичи и Силичи. Рядом оживленная трасса, идущая вдоль Вячи на Мядель, Нарочь... Красивейшие места! Но оставим «деловой этикет».

Слабые хозяйства, насколько известно, у нас сдаются в аренду бизнесу с непременным условием: он должен поправить дела. Договор аренды предусматривает улучшение экономики, труда и быта людей. Иначе какой смысл? Здесь, несомненно, стало только хуже. Поскольку признаков инвестиций не видно, а время и климат ветхость только усугубили. Такую разруху можно представить лишь в тяжкое послевоенное время. Почему столь хамское безразличие к облику страны сходит «бизнесмену» с рук?..

Пока оставим вопрос с многоточием, без ответа. Конечно, не стоило бы большого труда выяснить реквизиты арендодателя и фамилию предпринимателя. Но не хватало еще рекламу ему сделать! Важен не столько конкретный факт, сколько принцип. А принцип в том, что недопущение, ликвидация социальных контрастов составляют суть стратегической политики нашего государства.

А если непонимание этого принципа сочетается с отсутствием хороших «социальных» манер, то надо прививать то и другое. Возможно, административными мерами. Пусть контраст — иногда полезная вещь! — остается в медицине, искусстве и острых ощущениях.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter