Так - вперед!

Государство и впредь будет поддерживать сельскохозяйственное машиностроение Лет 7 - 8 назад Беларусь стояла перед тяжелым выбором.
Государство и впредь будет поддерживать сельскохозяйственное машиностроение

Лет 7 - 8 назад Беларусь стояла перед тяжелым выбором. Страна чуть не оказалась на пороге хлебного голода, одной из причин чего был предельно изношенный комбайновый парк. Из России машины уже не поступали, а поставка импортных смущала не только дороговизной, но, как уже тогда стало ясно, грозила стране экономической западней. Тем не менее по одному ему известным причинам аграрное министерство настаивало на их закупке, оригинальную же многообещающую конструкцию, предложенную гомельскими специалистами, не замечало в упор. Согласитесь, от Президента потребовалась в тот момент и хозяйская прозорливость, чтобы сделать ставку на отечественного "гадкого утенка", который теперь широко известен как универсальное энергетическое средство, способное и хлеб убирать, и картофель, и свеклу, и травы. Производит его ПО "Гомсельмаш". Во многом благодаря его комбайнам Беларусь сегодня не только сама с хлебом, но и помогает им тем соседним странам, которые свою аграрную отрасль и аграрное машиностроение, увы, развалили.

Однако сейчас настал момент, когда нужно определиться, как развивать сельскохозяйственное машиностроение дальше. От вектора, который будет избран, зависит очень многое - развитие и аграрной отрасли, и промышленности в целом. А в конечном итоге цена вопроса - достижение страной 10-процентного роста ВВП. Соответствует ли отечественное машиностроение этим фундаментальным задачам? И что в этом плане надо еще сделать? Этот вопрос обсуждался вчера на совещании у Президента с участием правительства, руководителей областей, ведущих промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Их диалог порой перерастал в довольно жаркую дискуссию. И было от чего. За считанные годы наша промышленность с активной помощью науки освоила производство сотен наименований машин, они сейчас покрывают 90 процентов потребностей аграрного сектора. А вот качество и эффективность машин крестьян удовлетворяют далеко не всегда. Импортные, мол, совсем другое дело. Однако Александр Лукашенко скорректировал постановку вопроса. Для абсолютного большинства хозяйств, где урожайность по европейским меркам еще недостаточно велика, вполне подходит и отечественная техника. Другое дело, что она должна быть надежна. И тут не надо изобретать велосипед, а следует использовать лучший мировой опыт. "Для этого вы нарастили мускулы, имеете деньги, - обратился Президент к промышленникам. - Так - вперед!"

Подобный рывок стране крайне необходим. Возьмем национальную сельскохозяйственную культуру - картофель. Москва готова закупать его в неограниченном количестве, но по разумной цене. Цена, в свою очередь, зависит от урожайности, которой без современных машинных комплексов крестьянам не достичь. То же можно сказать о льне, зерновых, сахарной свекле, пивоваренном ячмене. Но это только один аспект проблемы. Александр Лукашенко указал и на то, что мы должны быть готовы к тому, чтобы активно выйти со своей сельскохозяйственной техникой на рынки России, Украины. Она наверняка придется ко двору соседям-аграриям. Однако белорусской продукции придется конкурировать с изделиями самых известных фирм мира.

Все это, конечно, не значит, что допуск на белорусские поля импортной техники будет запрещен. Однако приобретать ее, дал ясно понять Александр Лукашенко, хозяйствам придется за свои средства. А государство намерено тщательно контролировать их расходование. Дорогие покупки, разумеется, под силу передовым, рентабельным предприятиям, способным сполна использовать потенциал зарубежных сельхозмашин.

Есть у проблемы и еще один ракурс, считает участник совещания, генеральный конструктор Минпрома по комбайностроению Валентин Шуринов. Зерноуборочный комбайн производства ПО "Гомсельмаш" позволяет заменить несколько агрегатов российских марок. Но при условии, что эксплуатировать его станут высококвалифицированные специалисты, а хозяйства не будут экономить на запчастях и сервисе. Вот с этим пока большой вопрос. Выработка на комбайн в мехотряде "Гомсельмаша" и в среднем по отрасли отличается в разы. Так что проблема развития аграрного машиностроения далеко выходит за рамки промышленности или сельского хозяйства как такового. Она напрямую связана с программой возрождения села в целом, а это - задача государственного значения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter