Сын на отца?

Почему сегодня юристы и психологи вспоминают о Павлике Морозове

Почему сегодня юристы и психологи вспоминают о Павлике Морозове

Когда родительский авторитет в семьях слабеет, приоритеты воспитания меняются... Не случайно государство принимает меры по обеспечению социального благополучия в семье, повышению ответственности родителей, совершенствует социальную политику и механизмы поддержки детства, создает условия для реализации прав и защиты законных интересов детей.

Первыми проблему детей в социально опасной ситуации подняли психологи. По словам заместителя министра образования Татьяны Ковалевой, «именно в этом профессиональном сообществе впервые возникли идеи восстановительного правосудия. Социальные педагоги и психологи стали авторами первого проекта ювенальной юстиции, специальной системы правосудия для несовершеннолетних, в Беларуси. Одна из ее составляющих — обязательное присутствие психолога в случае допроса несовершеннолетнего в органах внутренних дел. Именно социальные психологи впервые заговорили о том, что оступившийся ребенок нуждается в помощи. Ответом этой идее стала работа детских социальных приютов, где такая помощь оказывается».

— Финансовый кризис породит еще большее число ситуаций, в которых дети и подростки будут обращаться к психологам, нуждаться в помощи и поддержке социально-педагогической службы, — уверена Татьяна Ковалева.

— В Беларуси уже создана система государственных структур и негосударственных организаций для защиты прав ребенка. Но ее надо совершенствовать и постепенно вводить в масштабах общих судов принцип специализации судей по делам несовершеннолетних. Это очень серьезная проблема, — считает Галина Юргелевич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, член Национальной комиссии по правам ребенка.

Ювенальная юстиция (juvenile justice — правосудие для несовершеннолетних) направлена на то, чтобы разобраться в психологии подростка, правильно оценить его окружение и на этом основании разработать оптимальную индивидуальную программу реабилитации. На Западе считается, что взрослое правосудие не учитывает подростковой психологии и судьи порой выносят излишне суровые приговоры.

В свою очередь противники ювенальной юстиции, ссылаясь на негативный французский, американский, украинский, латвийский опыт, опасаются, что ее введение жестко разделит родителей и детей, поставит их «по разные стороны баррикад» и приведет к разрушению семейных устоев, разорвет базовые звенья традиционной системы воспитания подрастающего поколения. Ведь согласно системе ювенальной юстиции дети имеют право доносить на плохих родителей. Говорят, похожее уже было, достаточно вспомнить Павлика Морозова и ему подобных…

Между тем всем известно, какой богатый опыт у нас уже накоплен: в стране существует около десятка структур по вопросам детства. Более того, в Беларуси нет детской беспризорности, а нерадивые родители, уклоняющиеся от своих святых обязанностей, повсеместно отвечают перед законом. И порой лишение родительских прав — это единственный способ оградить ребенка от насилия.

Не секрет, что нашей системе охраны детства искренне завидуют не только на всем постсоветском пространстве.

Итак, проект ювенальной юстиции, который послужит развитию правосознания в Беларуси, уже готов. По словам министра юстиции Виктора Голованова, «концепция ювенальной юстиции передана в Администрацию Президента Беларуси и будет рассмотрена на научно-правовом консультативном совете». Министр не исключил, что отдельные элементы ювенальной юстиции будут внедрены в стандарты юстиции Беларуси уже в ближайшее время.

В проекте предусматривается комплексный подход к защите прав несовершеннолетних.

Кстати

***2009 год — юбилейный для системы социально-педагогической помощи в системе Минобразования. 20 лет назад в школах Беларуси начали работать психологи, а 10 лет назад появились социально-педагогические учреждения.

Сейчас в системе Министерства образования работают 3,5 тысячи социальных педагогов и 4,5 тысячи психологов.

***В стране насчитывается 1 миллион 411 тысяч семей, в которых воспитываются 1 миллион 785 тысяч 387 детей до 18 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter