Свою независимость нужно защищать

Корреспондент «СБ» побеседовал с временным поверенным в делах США в Беларуси Джонатаном Муром

Корреспондент «СБ» побеседовал с временным поверенным в делах США в БеларусиДжонатаном Муром


Глава дипломатической миссии США господин Мур покидает Беларусь. О том, что удалось сделать во время пребывания в нашей стране, Д.Мур рассказал в интервью «СБ».


— У Соединенных Штатов и у Беларуси дни независимости практически совпадают. В США отмечают подписание Декларации независимости — Александр Лукашенко поздравил Барака Обаму с национальным праздником, — а в Беларуси государственным праздником является день освобождения Минска от гитлеровской оккупации. После стольких лет, проведенных в Беларуси, вам понятно такое особое отношение белорусов к этой странице истории?


— Мне кажется, я хорошо понимаю важность этого дня для белорусов. Первый раз я попал в Беларусь 13 лет назад и тогда же я посетил музей истории Великой Отечественной войны. В следующий свой приезд я побывал в Брестской крепости. Беларусь находится в самом центре Европы и поэтому по ее территории шли все агрессоры, повсюду оставляя свои следы. Так продолжалось сотни лет. Я знаю, что до сих пор находят останки солдат, погибших в войне 1812 года...


В Америке мы уже более двух веков отмечаем День независимости и это для нас очень важный праздник. Мы также отмечаем День Независимости Беларуси — независимость вашей страны имеет большое значение в политическом контексте. Я обязательно посещаю парад, приуроченный к этому событию.


— При сегодняшней глобализации, наверное, уже ни одна страна, даже такая мощная, как США, не может считаться абсолютно независимой. И тем не менее насколько актуальна для государств задача отстаивать, подтверждать свою независимость и суверенитет?


— Мне кажется, нужно разделять политическую и экономическую независимость. В экономической сфере — в частности в энергетической — Соединенные Штаты зависят от многих стран. Тема экономической взаимозависимости была предметом обсуждения на недавних переговорах Президента Лукашенко и делегации конгресса.


Честно говоря, в XXI веке ни одна страна не должна стремиться к абсолютной независимости в экономическом плане. Суть Всемирной торговой организации в том, чтобы помогать странам торговать между собой. Беларуси, как и другим государствам, нужно экспортировать свою продукцию, что–то вы вынуждены закупать за границей. В этом, в принципе, нет ничего плохого.


Политическая независимость — это нечто совсем другое. Это самостоятельный выбор народа. Выбор, который он делает и который должен защищать.


— Да, на днях в Беларусь приезжала группа конгрессменов. Этому визиту было уделено большое внимание. Какое значение в Вашингтоне придали этому визиту?


— Встреча с Президентом и другие мероприятия визита были очень важны для Вашингтона. Я тоже присутствовал на переговорах. Как часто говорят, это был откровенный и открытый обмен мнениями. Я думаю, что мнения сторон все еще сильно расходятся. Но очень важно было услышать друг друга. И я верю, что этот визит поспособствует укреплению диалога между нашими странами.


— Это был ознакомительный визит?


— Некоторые члены делегации приехали сюда впервые, но некоторые уже посещали вашу страну ранее. Сенатор Дик Дербин был в Минске еще в 1978 году. Это была его первая возможность встретиться с Президентом. Но это не было просто протокольное мероприятие, во время встречи обсуждались конкретные вопросы.


— По поводу одного такого конкретного вопроса: конгрессмены попросили Президента воспользоваться своим конституционным правом и по гуманным соображениям помиловать американского гражданина Эммануила Зельцера, осужденного по белорусским законам за уголовное преступление. В тот же день это было сделано. В ответ, насколько я знаю, прозвучала только одна просьба — отменить Акт о демократии в Беларуси как юридическую основу санкций против белорусских предприятий и чиновников. Из Вашингтона готовится какой–то ответ?


— Над освобождением Зельцера мы работали больше года. Мы очень благодарны Президенту за решение помиловать его. Он уже вернулся в Соединенные Штаты.


Во время встречи Александр Лукашенко четко выразился, что если это поможет улучшить отношения Беларуси и США, он немедленно распорядится о помиловании. Ваш Президент действительно высказал свое мнение по поводу Акта о демократии в Беларуси, но он не говорил об изменении этого закона как условии освобождения Зельцера...


Мне кажется, что многие в Беларуси не совсем представляют себе значение Акта о демократии. Этот документ, появившийся пять лет назад и впоследствии продленный, отражает точку зрения конгресса. Но конгресс не может давать инструкции Белому дому по поводу того, как нужно проводить политику. С формальной точки зрения Акт о демократии в Беларуси не является основой для санкций. Возможно, если бы в Вашингтоне было больше белорусских дипломатов, эти моменты бы прояснились... Я не знаю о том, планирует ли конгресс делать какие–то заявления по Беларуси. Нам нужно подождать их выводов.


Но могу сказать, что все политики, которые сюда приезжали — и демократы и республиканцы, — хотели бы отмены санкций. Диалог между нашими государствами имеет цель прийти к возможности отмены санкций. Мы должны его продолжать, чтобы найти тот путь, который приведет нас к этой цели.


— Основная претензия Минска сводится к тому, что в Вашингтоне не знают реальной ситуации в Беларуси. Единственная возможность исправить это — общаться. В последние год–два насколько вы чаще встречаетесь с представителями властей?


— Я бы сказал так: возросло и количество, и качество встреч. Иногда я по нескольку раз в день встречался с представителями белорусских властей. В любом случае перерывы между встречами не превышали две–три недели. В руководстве Беларуси есть очень способные и эффективно работающие люди. После мая прошлого года, когда США вынуждены были сократить свою дипломатическую миссию в Минске до четырех человек и я стал временным поверенным, многие из них открыли свои двери для меня.


— Я знаю, что у вас уже заканчивается дипломатическая каденция в Беларуси. Не буду спрашивать, с какими чувствами вы покидаете страну, спрошу о том, что бы вы еще хотели сделать, если бы государственный департамент решил продлить сроки вашей командировки?


— Это сложный вопрос, потому что я уже достаточно давно знал, что уеду. Наверное, я продолжал бы делать то, что делал. Чтобы между нашими странами было взаимопонимание и доверие.


— Какие советы вы будете давать своему преемнику? Кстати, уже известно, кто он? И от каких ошибок будете предостерегать?


— О, это хороший повод взять у него интервью. Его зовут Майкл Скэнлэн и он уже в Минске. Он более 18 лет на дипломатической службе. Работал на Балканах, в России и Украине. Так что он хорошо знает этот регион. Ему не требуется много советов от меня. Он знает, что важно быть позитивным настолько, насколько это возможно. И предупреждать тоже его ни о чем не нужно. Он прекрасно понимает важный принцип успешной дипломатии: не обещай того, чего не можешь сделать.


— Уже известно, где будет ваше следующее место работы?


— Да, с августа я буду заместителем главы американской дипмиссии в Боснии и Герцеговине.


— Что ж, земля круглая, может быть, еще вернетесь в Беларусь. Туристом или на работу...


— Я на это надеюсь и даже буду счастлив еще раз побывать в Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter