Свой-чужой

Почему победитель этапа Кубка мира не выступит на мировом первенстве?

Почему победитель этапа Кубка мира не выступит на мировом первенстве?


Сегодня в чешском Либерце стартует чемпионат мира по лыжным видам спорта. С недавних пор к подобного рода турнирам у белорусских болельщиков внимание особенное. Блестящие выступления Сергея Долидовича и еще не забытая серебряная сенсация в исполнении Леонида Корнеенко заставили весь лыжный мир по-новому взглянуть на ребят в зеленых комбинезонах. Оба лидера и сегодня в строю и вновь примут участие в погоне за мировым золотом. Но в нынешнем сезоне на слуху совсем другое имя. Алексей Иванов. Совсем недавно этот парень из Витебска выиграл этап Кубка мира по марафону и занимает шестое место в общем зачете на длинных дистанциях. Более того, этих успехов Алексей добился сам, выполняя одновременно роли спортсмена, тренера, сервисмена и менеджера. Однако в составе белорусской команды его фамилии нет. «Не аттестован», — скромно объясняет он. Почему? И как получилось, что талантливому лыжнику удалось добиться большего, чем его землякам, имеющим поддержку государства?


— Не понимаю, почему вы удивляетесь, — в телефонной трубке спокойный голос. — Я, например, предполагал, что могу выиграть этап Кубка мира. Планы тренировок себе расписал, подготовку правильно провел, сбор даже организовал в горах. Думал, правда, еще в одной гонке пробежать, но там сорвалось — с лыжами не угадал. Погода постоянно менялась, а сервисменов, которые должны чуть ли не всю ночь отслеживать все нюансы, у меня нет. Самому ведь надо отдохнуть перед стартом, питье подготовить, всякие организационные моменты утрясти. Поэтому на первой половине дистанции у соперников лыжи работали гораздо лучше.


— Так бесконечно продолжаться не может...


— Не может. Таких одиночек вообще очень мало, а среди лидеров так и вовсе нет. Одному очень сложно тренироваться: много отвлекающих факторов. Но результаты (я ведь еще и чемпионом страны стал) говорят сами за себя, а в той ситуации, в которой я оказался, альтернативой было только завершение карьеры. Я, кстати, поначалу и думал об этом.


— Как же так получилось, что ты оказался не нужен сборной?


— Запутанная история. Есть любимчики — их тянут, а есть те, кого топят. Политика «свой — чужой» и если кто–то оказался неугоден, все начинает работать против него. Мне, например, поставили условие: хочешь числиться в команде, ездить на сборы и этапы Кубка мира — переписывай заявление, что, мол, хочешь тренироваться в группе главного тренера Виктора Михайлова.


— Ну и написал бы, чем тебе Михайлов не угодил?


— Поначалу вроде бы все хорошо складывалось, но потом мне вдруг не досталось экипировки, еще какие–то мелочи... Например, просил в прошлом году единственный сбор — в Мурманске. Сказали — денег нет. Смешно. А после того как я неплохо пробежал свой этап эстафеты на этапе Кубка мира в Норвегии, меня... перестали заявлять в состав. Подозреваю, дело в том, что я оказался сильнее тех, кто занимается в группе Михайлова. Леонида Корнеенко я обыгрывал постоянно, на контрольной гонке на этапе Кубка мира — в масс-старте «коньком» на 30 километров — он на 2 минуты отстал. Кстати, Долидович с Лазуткиным, которые на следующий день бежали, тоже время хуже показали. И после этого меня все равно не ставят в состав. А обиднее всего, когда Лазуткин с Корнеенко вдобавок ко всему просто с дистанции сходят. Но это так, пример. Там еще столько нюансов было — всего и не вспомнишь. Но эффективно тренироваться под таким психологическим прессингом было невозможно. И я ушел.


— Говорили, что ушел ты из–за денег, что, мол, пока другие к чемпионату мира готовятся, Иванов по коммерческим стартам за длинным рублем бегает...


— А другие «сборники», что, по коммерческим стартам не ездят? Еще больше меня. Да и какие там деньги? Это ведь сборная на полном обеспечении, а я за все сам плачу. Переезды, гостиницы... С экипировкой сам договорился. Федерация никак не могла решить этот вопрос, а я с фирмами связался, объяснил ситуацию и мне пошли навстречу. А деньги зарабатывать? Для этого нужно занимать призовые места. Я как–то в Австрии стал пятым, проиграв победителю 2 секунды. Но он получил 5 тысяч, а я только 250 евро! Не пошикуешь. Так что держусь на голом энтузиазме.


— Он безграничен?


— Отец у меня был тренером по биатлону. Любовь к лыжам мне успел привить. Я поначалу в биатлон хотел идти. Думал, позанимаюсь лыжами, а потом и за винтовку возьмусь. Но остался. Если бы отец был жив, наверное, перешел бы, а так... Теперь уже поздно, наверное. А вариантов у меня нет: мне надо зарабатывать, братьям помогать, матери. Она работает в Витебске бухгалтером в архитектурно–строительной фирме.


— Недавно в федерации лыжных гонок сменился председатель: может быть, с приходом Александра Павловского что–то изменится?


— Мы с Александром Ивановичем еще до его назначения обсуждали возможность моего возвращения в команду. Я не против, но вопрос в том, какая там будет обстановка и с кем придется работать: профессионалов там немного. Мне, например, Вадим Сашурин нравился. Я не говорю о результатах — в первый же год сложно ждать от тренера чудес, но ему за это время удалось создать команду, сплоченный коллектив. Лучший год был в плане условий для подготовки. Он ушел и вновь все стало по–прежнему. Почему ушел — это не ко мне, но судя по тому, что мне ребята рассказывают, в команде сегодня настоящий бардак. Сколько уже на этом обжигались, а все равно у руля те же люди, которые наступают на прежние грабли.


— Принять участие в чемпионате мира возможности не было?


— Нет. Я попросил, чтобы помогли подготовиться, сбор организовали. Мне отказали... Поэтому я лучше потренируюсь, в горах побегаю и еще на нескольких коммерческих стартах выступлю: сезон заканчивается, а жить–то надо.


— В твоей ситуации есть и еще один выход: сменить гражданство. Не думал об этом?


— Думал и думаю. Более того, у меня есть предложения. Мое положение многих очень шокировало и заинтересовало. Зовут в Италию, Францию, Австрию. Из Италии, кстати, звонили недавно, поздравляли с победой. Говорили, что в газетах местных обо мне писали: «На равных боролся с итальянскими лыжниками». Я решил подождать до весны. Сезон закончится, я все взвешу и приму решение. Честно? Не могу представить себя в комбинезоне другой расцветки...


Прямая речь


Александр Павловский, председатель Белорусской федерации лыжных гонок:


— То, что талантливый спортсмен вынужден тренироваться вне национальной сборной, на мой взгляд, нонсенс. Я очень хорошо знаю Иванова. Мы вместе возвращались с последнего чемпионата страны и по дороге обсуждали сложившуюся ситуацию. Отчасти решение тренироваться отдельно было его инициативой: Алексей хочет больше участвовать в коммерческих стартах, которые не всегда совпадают с планом подготовки команды. Но вместе с тем Иванов не против вернуться в команду. Мы договорились, что в конце сезона встретимся и вернемся к этому разговору.


На заметку


Расписание стартов


18.02. Мужчины, 10 км, классический стиль, квалификация. Женщины, 5 км, классический стиль, квалификация.

19.02. Женщины. Индивидуальная гонка, 10 км, классический стиль.

20.02. Мужчины. Индивидуальная гонка, 15 км, классический стиль.

21.02. Женщины. Дуатлон, масс-старт, 15 км.

22.02. Мужчины. Дуатлон, масс-старт, 30 км.

24.02. Женщины. Спринт, свободный стиль, 1,3 км. Мужчины. Спринт, свободный стиль, 1,6 км.

25.02. Женщины. Командный спринт, классический стиль, 1,3 км; Мужчины. Командный спринт, классический стиль, 1,6 км.

26.02. Женщины. Эстафета 4х5 км.

27.02. Мужчины. Эстафета 4х10 км.

28.02. Женщины. масс-старт, свободный стиль, 30 км.

1.03. Мужчины. масс-старт, свободный стиль, 50 км.


Состав сборной Беларуси


Мужчины: Сергей Долидович, Леонид Корнеенко, Александр Лазуткин, Сергей Кузменко.

Женщины: Виктория Лопатина, Елена Санникова, Ольга Василенок, Анастасия Дуборезова, Екатерина Рудакова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter