Свистать всех наверх

По весне на затонувшие и брошенные суда обратило внимание Правительство, дав поручение ведомствам к 1 июля очистить от них реки и водоемы страны...

По весне на затонувшие и брошенные суда обратило внимание Правительство, дав поручение ведомствам к 1 июля очистить от них реки и водоемы страны. Однако убрать этот хлам в отведенный срок владельцам оказалось не по силам. Появился второй рубеж — 1 сентября. Наведут ли к новой дате порядок на воде?


— Мы обнаружили 26 таких судов, — приводит «железную» статистику мониторинга начальник Белорусской инспекции речного судоходства Александр Дмитричук. — Многие стоят без дела 5 — 6 лет. В основном речь идет о мелких судовладельцах — хозяйствах и частниках. На сегодня три судна подняты и утилизированы. Остальные — в работе. Где владельцы самостоятельно за это дело взялись, а где приходится обращаться за помощью к транспортной прокуратуре.


— Что же раньше — не бросалось в глаза? — нащупываю подводные камни проблемы, ныне всплывшей на поверхность.


— Да бросалось, но если судно не на ходу и не мешает судоходству, то привлечь его владельца к административной ответственности, подтолкнуть к действиям — большая проблема,


— Дмитричук акцентирует внимание на нюансах. — Особенно трудно с частниками. В свое время люди прикупили старые суда, теперь же бросили их, но отказываться от собственности не спешат. Вот и ведем переписку.


Последние десять лет в затоне Осовцы, что на Соже под Гомелем, открывается вид на одну и ту же картину. Песчаный берег, тихая заводь в пятнах водяных лилий, непуганые рыбы, резвящиеся, как дети, и ржавчиной изъеденная груда затонувшего судна. Угадать в нем буксирный теплоход «Шквал» под силу разве что специалистам. Старший инспектор–капитан Гомельского участка БИРС Иван Хомченко узнает его с закрытыми глазами — на ощупь:


— Больше 20 лет работаю в инспекции и последние годы занимаюсь «Шквалом». Переписка с его хозяином, пожалуй, тянет на целый том.


Судно, затонувшее при неясных обстоятельствах, долгое время никому не мешало. Поэтому обещания владельца поднять теплоход и переместить в другое место принимались. Но чем дальше — тем меньше оставалось веры. То собственник на больничном, то уровень воды высок, то нет денег на работы... Сейчас, однако, появился острый повод решить вопрос раз и навсегда. В затоне Осовцы развернулись работы по перегрузке песка для строящегося моста через Сож. Не ровен час, «железо», залегшее под водой на 30 метров в длину, потянет за собой груженые баржи...


— Его срочно надо убирать, поэтому и направили материалы в Гомельскую транспортную прокуратуру, — категоричен Хомченко.


Прокурор Сергей Емельяненко уверен, что развязка близка. Предприятию «Белводпуть», которое отвечает за состояние водоемов, предписано поднять теплоход, а после — «пустить» его на металл. В отличие от владельца–частника государственная организация не прикроется гарантиями и обещаниями. Другое дело, что работа «за того парня» выльется ей в копеечку. Подъем затонувшего судна — процесс длительный, дорогой и технически сложный. Несколько лет назад «Белводпуть» уже очищал акваторию от другого судна этого же владельца, однако компенсации многомиллионных расходов ждет по сей день...


Обойдутся ли без сторонней помощи остальные мелкие судовладельцы — не до конца ясно. Например, в Лоевском районе ждут своего последнего часа четыре затопленных парома, один из которых принадлежит местному ОАО «Агротехсервис».


— Вода спала — будем убирать и сдавать как лом, — без оговорок отвечает на мой вопрос руководитель предприятия Василий Синило.


Не дожидается помощи извне и Гомельское государственное профессионально–техническое училище № 30. Подняли нефтеналивное судно, его полным ходом режут на металл. А вот житель Борисова — владелец теплохода «Дунай», затопленного в затоне Речицкого судостроительного завода, — на предписания инспекции пока отвечает глубоким молчанием.


...Позабытый автомобиль на дворовой стоянке или стихийная свалка обычно двойных толкований не вызывают. «Непорядок», — сигнал к работе экологов, инспекторов ГАИ и прочих служб. Такая же картинка, но на воде, воспринимается иначе. Во всяком случае, законодательство, со слов специалистов, пока не дает прозрачного и понятного ответа, как призвать владельца заброшенного судна к порядку. Нет в законе и главной точки, с которой для собственника начинается ответственность за добро, когда–то ему послужившее, а теперь оставленное без дела. И оставленное, заметим, не у себя во дворе...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter