Календарь и традиции: 23 – 29 декабря 2019 года

Свет стоит до тьмы, а тьма — до свету

Вот и завершается 2019 год. Осталась от него всего‑то неделя, наступающая, да плюс несколько деньков.

25 декабря в традиционном народном календаре — Спиридон‑солнцеворот. С радостью можно отметить, что заканчиваются самые длинные в году ночи, когда «цемра аж да зямлi прыгiнае», и вообще, «толькi адвярнуўся — ужо ноч». Значение света очень велико для человека. Дни солнцестояния в календарях европейских народов выделялись как важное событие и отмечались разжиганием костров. Такие костры раскладывались на возвышенных местах — ближе к солнцу, в честь которого и горели. Солнце — огонь небесный, костер — огонь земной. При разжигании ритуального огня обязательно соблюдалось правило: огонь должен быть новый, только что добытый, чистый. И прежде чем зажечь такой новый огонь в светильниках и очагах, прежний необходимо погасить.

ФОТО ОЛЬГИ ПАК

Обрядовые костры зажигали не только во время солнцестояния, но и на многие религиозные праздники, в честь некоторых святых. Например, когда‑то на Бегомльщине горели огромные костры на осенние «Дзяды». Главная характерная черта таких ритуальных огней — их общественный характер, когда вокруг костра собирается вся деревня, община. Здесь нет хозяев и гостей, все равны. На Спиридона могли поджечь старое колесо от телеги, чтобы затем скатить его с горы. Если колесо скатывали еще горящим, то смотрели, как оно движется вниз: долго и ровно — добрый знак. Наблюдали и за дымом, считая его благотворным и даже лечебным. Пепел от сожженного колеса рассыпали на поле для повышения плодородия.

И конечно, 25 декабря весь католический мир празднует Рождество Христово.

К этому светлому и радостному празднику готовились загодя. Накануне «святочная вячэра» должна быть постная. В некоторых регионах для нее варили рыбный холодец: надо сказать, в прежние времена у нас даже осетр в Днепре попадался. Рецепт холодца следующий: сначала из всякой мелочи, плавников и хвостов, завязав их в полотно, делали клейкий отвар, в который потом добавляли крупную рыбу. Когда она сварится, разбирали ее от костей, как на мясной холодец, приправляя имеющимися в арсенале специями, и оставляли все для застывания. Подавали с хреном.

На праздничном столе предлагали много мясных блюд, руководствуясь сложившимся с давних времен убеждением: «лепшая рыбка — свiнiнка». Подавали «кравянку» с большим количеством специй и «грэцкiмi крупамi» (настоящий деликатес); полендвицу (лучшее мясо вымачивали в рассоле, посыпали перцем и тмином, натирали чесноком и неделю‑другую сушили, подвесив в клети), колбасу, «вантрабянку» из ливера. Интересно, что иногда в фарш для колбас клали натертые яблоки, ягоды и даже немного его подслащали. Еще «кiшачку» начиняли тертой, как на драники, картошкой — «бульбянай кашай» — с добавленными в нее мелкими, выжаренными шкварками с луком, чесноком и специями.

Считалось, если день 25 декабря — ясный и солнечный, такой же можно ожидать погоду на старый Новый год (14 января); если хмурый и пасмурный — в первой половине января будут чередоваться оттепели и заморозки, а на деревьях образуется много инея и наледи. Проверим?
У нас в семье, как и у многих в Беларуси, есть и католики, и православные. Когда‑то моя прабабушка Стефания к Рождеству пекла песочное печенье в виде сердечек и ромбиков. Детвора с удовольствием помогала ей, мелко нарезая ошпаренные кипятком сушеные яблоки, груши, растирая в ступке орешки, — все это шло в тесто. Сверху печенье посыпалось корицей с сахаром и просто таяло во рту. А еще малышня до устали в руках взбивала вилочкой «пенку» из манки и клюквенного отвара — готовили десерт. Радостно, когда за праздничным рождественским столом собирается семья — родители, дети, внуки.

С Рождеством Христовым! Мира и добра всем!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter