Раввин Григорий Абрамович о сути праздника Ханука

Свет и чудо

На этой неделе, в четверг вечером, начался еврейский праздник света и чуда — Ханука. Зимними вечерами принято зажигать специальный светильник — ханукию. Порядок таков: в первый день зажигают одну свечу, во второй — две, в третий — три и так далее до восьми. Всего зажигают 36 свечей за восемь дней праздника. В церемонии все продумано: мы выставляем свечи на ханукию, начиная со «старой», а зажигаем с «новой», провозглашая их святость в благословении до и после зажигания. Все это в память о чуде в Иерусалимском храме, когда маленький кувшинчик с маслом горел вместо одного дня восемь.

В Хануку мы задумываемся не только о чуде и не только о победе в 164 году до н. э. храбрых Маккавеев над злобным войском Антиоха IV, но и о смысле этого примера в наши дни. Священнослужителям Маккавеям пришлось сражаться за свою веру. И только один из пяти братьев дожил до окончательной победы. Их не учили быть воинами, они защищались так, как им казалось верным. Оказавшись в Иерусалимском храме, Маккавеи вернулись к своим прямым обязанностям — освящали место и проводили необходимый ритуал. Равно как и те, кто вернулся с фронта в 1945-м, должны были восстанавливать города и села.

Ошибочно было бы думать, что история Хануки — история сражений и побед. Это история единения народа и договоренностей в стремлении к миру и созиданию. Каждый год у нас есть время и место для чуда и подвига. Пусть даже самого незаметного — например, почистить снег там, где мы живем и работаем.

За несколько месяцев до Хануки я увидел материал о заслуженном артисте БССР композиторе Михаиле Ефимовиче Крошнере. Он был одним из создателей первого в Беларуси национального балета «Соловей» в 1937 году (авторы либретто Юрий Слонимский и Алексей Ермолаев взяли за основу одноименную повесть Змитрока Бядули). Михаил Ефимович погиб в 1942 году в Минском гетто.

Крошнер не был уроженцем Беларуси, но, приехав в Минск в 1932-м, он осознавал всю важность создания такой постановки. Она должна была стать первой и для нашего Большого театра оперы и балета, и для всех белорусов, которые стремились к прекрасному. Балет «Соловей» был тепло встречен не только в Минске, но и в Москве на высоком правительственном уровне.

Полагаю, уместно сравнить Михаила Ефимовича с его идеей, верой в искусство и достижениями с Маккавеями. Так же, как много веков акценты делались не на героизме Маккавеев, а на чуде в Иерусалимском храме, так и информация о судьбе Крошнера не была сильно известна широкому кругу любителей балета.

Два месяца назад я увидел искреннюю заинтересованность педагогов и учеников минской средней школы № 137 имени П. М. Машерова в том, чтобы одной из будущих улиц столицы присвоили имя Михаила Крошнера. Письма были направлены и председателю Минского городского исполнительного комитета, и генеральному директору Большого театра Беларуси, и мне, главному раввину РООПИ в нашей стране. Идея была встречена положительно и получила поддержку от начальника управления культуры и многих, кто понимает, как важно беречь нашу историю, традиции и культурное наследие.

Мы помним о победе отважных Маккавеев и восстановлении Иерусалимского храма благодаря тем, кто бережно пронес до нас эти знания через 22 столетия. И в этом тоже чудо. Ведь достаточно пары поколений, чтобы передача истории и традиции прервалась… Поэтому праздник света и чуда — это и про нынешний день. Про тех из нас, кто несет веру в чудеса и свет знаний, получив традицию от предков и передавая будущим поколениям. Так пусть Всевышний дарует нам силы и мудрость, чтобы и свет и чудо всегда были в нашей жизни.

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter