Суть Сутина

Можно ли было себе представить, что о работах этого тщедушного подростка, уроженца белорусского местечка Смиловичи, будут мечтать музеи всего мира?..

«Можно ли было себе представить, что о работах этого тщедушного подростка, уроженца белорусского местечка Смиловичи, будут мечтать музеи всего мира?» Эти слова принадлежат Илье Эренбургу. Но только в начале XXI века их услышали на родине Хаима Сутина, художника, чьи произведения ценятся в мире не менее, чем полотна Шагала. А ведь он, Сутин, был всего лишь сыном портного из местечка!


Угольки из–под печи


Родился Хаим 13 января 1893 года в местечке Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии. Ныне это городской поселок Червенского района, в тридцати километрах от Минска. Сутина с малых лет ничто так не увлекало, как рисование. Он подбирал угольки у печи и что–то выводил на стенах. Но талант некому было оценить. «Вот если бы сын подучился да помогал батьке Соломону в его нелегкой работе, подтачал обувку соседей. Толку же в рисовании на стенах и на обрывках газет?» — однако эти рассуждения матери не помешали ей дать Хаиму 25 рублей и отправить в Минск на учебу. Так Сутин в 1907 году (ему исполнилось 14 лет) перебрался в большой город. Здесь подрабатывал ретушером у одного из губернских фотографов, ходил на уроки живописи в школу рисунка Янкеля Кругера. Янкель Мордухович в будущем прославится, получит звание заслуженного деятеля искусств Белоруссии, но пока растил Сутина и его приятеля Мишку Кикоина, не подозревал, что из–под его крыла вскоре выпорхнут мировые знаменитости.


Сутин и Кикоин в Минске не стали задерживаться — уже в 1910 году они держали путь в Вильну. В Вильне 17–летнему Хаиму крупно повезло. На худощавого болезненного юношу обратил внимание один адвокат–меценат, который дал парню рекомендацию в общество поощрения художеств, а уж оттуда в 1913 году Сутина — невероятно для него самого! — командировали во Францию.


Ангел–хранитель


В Минске Сутин усвоил технику живописи, в Вильне набрался опыта. В Париже к нему пришла известность. Но сперва была учеба в академии изящных искусств вперемежку с походами в Лувр — за наукой к шедеврам Гойи, Эль Греко, Рембрандта, изучение Курбе и Сезанна.


Сутина окружали такие же, как он, соратники–художники: земляки Шагал, Липщиц, Цадкин, а также Леже, Делоне. Но самая крепкая дружба Хаима связывала с Амедео Модильяни, одним из известнейших мастеров экспрессионизма конца XIX —– начала XX века.


Проблески прекрасного в жизни молодого художника сочетались с нищенскими буднями. Русский писатель Илья Эренбург, видевший Сутина в те годы в Париже, вспоминал, что у художника «были глаза затравленного зверя, может быть, от голода». Несколько лет Хаиму довелось трудиться грузчиком, носильщиком на вокзале, землекопом, привратником, декоратором и даже натурщиком. Однако ему не пришлось вечно позировать другим мастерам. В 1915 году Модильяни пристроил Сутина в мастерскую выходца из России скульптора Оскара Мещанинова. Человек необычайно добрый, Мещанинов создал для земляка ту атмосферу, о которой Хаим давно мечтал: домашний уют и идеальные условия для работы. Модильяни сыграл роль настоящего ангела–хранителя: он познакомил друга с Леопольдом Зборовским, который отправил Сутина в творческий отдых на Лазурный берег, а все его работы выставил на продажу в своей галерее.


Возвратившись в 1922 году из Ниццы в Париж, Сутин встретил столицу художественного мира иною, чем во время первого визита. К приезду Хаима Зборовский сделал имя Сутина брэндом: его картины стали покупать, брать на выставки. В 1923 году Сутин продал около двухсот своих работ! На внезапно посыпавшиеся деньги художник открыл собственную студию с видом на Сену. В 1927 году прошла первая персональная выставка в Париже. В 1929–м о Сутине вышла монография.


Модильяни твердил приятелю: «Ты гениальный художник», — и слова, сказанные в порыве дружеских чувств, оказались пророческими.


Печальный Монпарнас


Умер Сутин рано. Он мог прожить больше отмеренных 49 лет. Но перед началом войны не решился уехать из оккупированной нацистами Франции в США. От волнения, что фашисты могут убить, художнику приходилось часто менять места жительства. На нервной почве разыгрались болезни желудка. Друзья повезли Хаима на лечение из убежища в Нормандии в Париж, спрятав в катафалке. Но после неудачной операции художник умер — 11 августа 1943 года.


Похоронили Сутина на кладбище Монпарнас, рядом с могилой Шарля Бодлера. Позже рядом появится надгробие Жана Поля Сартра, а чуть подальше покоятся Ги де Мопассан, Сэмюэл Беккет. За гробом Сутина, по легенде, шел один лишь Пикассо да несколько верных друзей...


Долгая дорога домой


Сегодня в центре Парижа стоит памятник невысокому мужчине в надвинутой на глаза шляпе с обвисшими полями, он держит руки в карманах пальто, развеваемого ветром. Это он, уроженец Смиловичей, покоривший берега Сены.


В Смиловичах до недавних пор и не знали, что их земляк стал знаменитостью. Однако благодаря инициативе Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО в центре детского творчества городского поселка была создана экспозиция, посвященная художнику: с архивными документами о семье Сутиных, фотографиями парижской жизни гения, копиями картин.


Два года работают два экспозиционных зала, посвященные Сутину. Кроме того, в центре детского творчества открылось кафе — в стиле тех кофеен, в которых проводили время художники из круга нашего земляка.


Минувшим летом народный художник Беларуси Май Данциг подарил музею два рисунка, которые были выполнены его отцом, когда тот учился с Сутиным в художественной школе Кругера. Инна Герасимова, директор Музея истории и культуры евреев Беларуси, передала в экспозицию фрагмент старинной Торы, ранее найденной на чердаке одного из домов в Смиловичах. Прошлое не кануло безвозвратно в Лету, оно обрело новую жизнь в современности.


Можно ли привезти Сутина в Минск?..


Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея по научной работе:


— После визита в прошлом году в Минск директора Лувра Анри Луаретта установились прочные связи с Парижем. В ближайшее время у нас откроется выставка Бориса Заборова, в парижской штаб–квартире ЮНЕСКО и в Лувре будут выставлены произведения Ивана Хруцкого. Но об экспонировании в Минске картин Сутина, к сожалению, сегодня даже мечтать нереально. Дело в том, что, если организовывать такую выставку, расходы по страхованию картин потянут на миллионные суммы. Ни музею, ни стране это не под силу. А привозить в Минск одно полотно нет смысла. В общем, проект этот точно реализуется не скоро. Надо ждать лучших времен... Рано или поздно Сутин вернется домой в оригиналах.


Подробности из жизни художника и его круга...


вскоре представит в своей книге Владимир Счастный, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям МИДа:


— Так как о покупке картин Сутина сегодня речь не идет, остается популяризовать творчество художника другими способами. Проект по возвращению Хаима Сутина на родину продолжается. В мае выйдет моя книга «Художники парижской школы из Беларуси», в которой будут представлены работы всех двенадцати мастеров, родившихся в Беларуси и работавших во Франции в начале ХХ века, в том числе — Хаим Сутин, Марк Шагал, Осип Цадкин, Михаил Кикоин.


Гидом по родным местам живописца...


готова стать Алла Шидловская, директор смиловичского дома детского творчества:


— Благодаря музейной экспозиции, посвященной Сутину, о Смиловичах узнали многие белорусы, а о Беларуси услышали за рубежом. Еженедельно к нам наведываются десятки посетителей, в том числе из Франции, Великобритании, Италии, Кипра, Австрии, США. Они удивляются, что раньше здесь не было музея. Они вообще не знали, что художник — уроженец Беларуси. Прежде считалось, что он откуда–то из России. Цена входного билета в музей — 3.700 рублей, в стоимость входит чашечка кофе в стилизованном «парижском» кафе. К сожалению, пока на дороге из Минска в Смиловичи нет указателя, подсказывающего путь к музею. Но маршрут знают во всех туристических фирмах.


Увидеть артистическую жизнь Парижа начала ХХ века...


вскоре представится возможность на Первом канале в фильме Александра Алексеева и Олега Лукашевича, авторов хроникально–документального телевизионного цикла «Эпоха»:


— В апреле мы отправляемся в Париж, чтобы завершить съемки четырехсерийного фильма о парижской школе живописи. Парижская школа — условное обозначение для нескольких поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в столице Франции, в квартале Монпарнас с 1900 до 1920–х годов: Пикассо, Модильяни и прочие, среди которых немало уроженцев Беларуси — Сутин, Шагал, Кикоин, Цадкин, Кремень. Всех их нужно рассматривать вместе, поэтому Сутин будет одним из героев фильма — его личность показана в контексте парижской школы. Ни у одного из белорусских художников не осталось прямых наследников, но мы разыскали сына Кикоина — в фильме вы увидите его первое интервью. Для многих, даже специалистов, наши репортажи станут откровением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter