Субботняя почта

Любишь кататься? Плати и катайся Когда на нашем предприятии ввели контрактную систему, моя жена (мы работаем вместе) закатила дома истерику: якобы теперь могут уволить по поводу и без, как начальнику заблагорассудится.
Любишь кататься? Плати и катайся

Когда на нашем предприятии ввели контрактную систему, моя жена (мы работаем вместе) закатила дома истерику: якобы теперь могут уволить по поводу и без, как начальнику заблагорассудится. Я поначалу думал, что этот случай - единичный. А позже услышал такие же мнения от некоторых своих знакомых. Лично я с ними в корне не согласен и через газету хочу высказать свое мнение.

То, что с дисциплиной на рабочем месте у нас (я имею в виду не только предприятие, где работаю, а вообще в Беларуси) было туговато, - никто не спорил. Все ратовали за наведение порядка. Но как только сделали шаг к этому - ввели контрактную систему - сразу запаниковали. А было ли из-за чего? Я сам когда-то был на руководящих должностях и хорошо знаю, что такое ленивый и необязательный работник, которого уволить, в принципе, не за что. Потому что он добросовестно отсиживает 8 рабочих часов и свою трудовую норму, пусть из-под палки, но выполняет. А теперь просто никто никого не собирается тянуть за уши, подгонять, контролировать - важны исполнительность, качество и результат. Нет этого - до свидания. Рабочее место ценится в нашей стране очень высоко, чтобы превращать его в место протирания штанов. Мы вот привыкли на Запад кивать: мол, как они замечательно живут, работают и зарабатывают. А все потому, что с лентяями там разговор короткий. Никто там не позволил бы своему сотруднику шататься по магазинам в рабочее время, просиживать на телефоне или, того хуже, в полудреме считать минуты до конца смены. Мы же позволяли. До поры до времени.

Может быть, контрактная система действительно "кнут", как многие думают. Но, уверен, "пряники" будут потом, когда люди поймут, что на работе нужно работать, добросовестно и честно, а не просиживать положенные часы.

Виталий ГУБАНОВ, Минск.



Место встречи - берег детства

В нынешнем июне в нашем Янковичском СДК состоялся "огонек", посвященный встрече выпускников 1974 года Янковичской средней школы. Некоторые из бывших одноклассников за эти годы так и не встретились. Тем более волнующей оказалась эта встреча. Мы навестили учителей, посетили школу, свой класс. Не обошлось и без минут грусти - возложение цветов на могилы тех наших наставников, которые ушли из жизни, но добрая память о них жива в каждом из нас. Неважно, что из нашего класса никто не стал космонавтом, выдающимся ученым. Каждый своим трудом принес пользу стране. Среди нас есть механизаторы, шоферы, кондитеры, почтальоны, руководители. К сожалению, не все одноклассники смогли собраться в тот день, но мы с благодарностью и любовью вспомнили всех, с кем прошли годы детства.

30 лет - значительный период времени в жизни, многие из нас имеют взрослых детей, а некоторые и внуков. Но рано зачислять себя в разряд стариков, а поэтому волнующе и весело прошел наш праздник, местом встречи которого стала наша малая родина - берег детства.

Александр МАТОШКО, Россонский район.



У той горы, где синяя прохлада

Хочу рассказать об одном эпизоде из истории детского спортивного движения, в котором поучаствовала и я. 12 октября 1979 года во Всесоюзной детской здравнице - "Артеке" - подвели итоги IV финала Всесоюзных детских спортивных игр "Старты надежд". Впервые за всю историю спортивного движения два класса из одной школы (каждый в своей возрастной группе) заняли 1-е место! Об этой победе учеников средней школы N 38 г. Гомеля и их наставников (учителей физкультуры Е.А.Абелева, В.М.Прокофьева и тренера В.С.Бондаренко) писали газеты, их снимало телевидение... В "Артек" тогда приехали более 3.500 детей: 130 самых спортивных классов страны. И такой триумф гомельчан!

А в конце октября мы вернулись домой. Нас засыпали цветами и на руках несли из поезда в автобус ученики нашей же школы. И диктор на весь вокзал передавал информацию для встречающих о поезде, который привез чемпионов, о том, что весь город, вся республика гордятся нами.

Прошло 25 лет... Но где бы каждый из нас - тогда юных спортсменов - сейчас ни находился, в душе мы все те же артековцы-79. Мы вспоминаем "Артек" как райский уголок, и нас тянут к себе Аю-Даг, Шаляпинская скала, кедровые шишки и нежный восход солнца...

Лилия ВЕТУХ, Гомель.



Великовозрастные куклы

Моей дочке Вике всего 4,5 года. Последние полгода она ежедневно канючила, чтобы я купила ей... мобильный телефон. Мол, почти у всех детишек из ее детсадовской группы есть мобильники, одна она такая несчастная. Разумеется, речь идет об игрушке, стилизованной под мобильный телефон.

В игрушечном арсенале Вики уже есть компьютер (то бишь обычный "Тетрис", но в форме мини-компьютера) и калькулятор, где на дисплее после нажатия клавиш появляются рожицы человечков и издают какие-то невероятные звуки. Теперь появился мобильник. Ребенок взрослеет на глазах! И пишу я об этом без особого энтузиазма. Чуть позже объясню, почему. Отдельный разговор о куклах и мягких игрушках. Не по возрасту сексапильная Барби и ее дружок Кен, целующиеся мыши (знаете, такие на растягивающейся веревочке?), заводная кукла-невеста, которая на ломаном русском (потому что китайского производства) говорит: "Хочу замуж!" Дочка приходит в неописуемый восторг. Она расценивает их не как своих детей, а как старших друзей и подруг, которым хочет подражать. То есть иметь бой-фрэнда, хотеть замуж, целоваться... И это в 4,5 года! Я, конечно, могла бы не покупать дочке все эти игрушки, но перед напором каждодневных слез и просьб устоять невозможно. К тому же всегда хочется иметь то, что есть у Кати, Маши, Пети... Увещевания и объяснения, какие игрушки были бы лучше, не помогают.

А чем же эти плохи, спросите вы. А тем, что у ребенка (и не только моего, а у тысяч и тысяч других детей, у которых есть мобильники и Барби) по сути нет детства. Они сразу становятся взрослыми. Не верят в Кощеев Бессмертных, Кота в сапогах, принцев и принцесс. Они с малых лет знают, что нужно в этой жизни для счастья: квартира, машина, сейф с драгоценностями и надежный партнер, - потому, что это все есть у американской куклы.

Знаю, что игрушки тщательно проверяются на предмет их вредности для физического здоровья ребенка. Есть ли служба, которая исследует их действие на психику и развитие малыша? Ведь недаром же говорят: всему свое время. А слишком "реальные" игрушки не оставляют детям шансов пожить в мире сказок, волшебства и чудес, сразу окуная их в настоящую взрослую жизнь. Или я не права?

Инна КОКТЫШ, Гродно.



Зарифмованная Победа

Недавно я стала перебирать дедушкин портфель, в котором хранятся его ордена, медали, пакет с фотографиями военных лет... А вот и папка "Родословная". И адресат в эпиграфе значится: "Дорогой потомок-дока!" А еще прилагается рисунок-таблица "Генеалогическое древо рода Авдониных". И я там есть! Перебираю страницы, читаю, читаю... Объемный труд - родословие в стихах. Как здорово, что мой дедушка оставил потомкам свои воспоминания!

О начале своей воинской службы он пишет: "Ноябрь. Год сороковой. Прибалтика. /...Курсантом школы полковой / Зачислен в списки, и пока / Солдат, разведчик, рядовой / Артиллерийского полка"...

Война застала дедушку "на границе мрачной Пруссии с Литвой". Бывалые солдаты сразу же определили, что война будет затяжной и кровопролитной - первый же солдат, убитый в бою, "...был сражен в затылок / И упал, всего лишен, / К фронту головою"... Об этой страшной примете дедушке говорил еще его отец, который был отмечен многими боевыми орденами... Дальше - трудный не столько физически, сколько морально путь отступления

:

По израненной дороге

Отступали, кто как мог

: Волочили еле ноги,

Оставались у дорог,

Шли в строю и в одиночку,

Шли с оружием и без;

И позор за строчкой строчку

Проходили, как ликбез...



С боями, отступая от Прибалтики до самого Ленинграда, солдаты видели везде скорбные, хмурые лица людей, "крыш поломанных седины, / Битых окон ночь глазниц, / и неубранные трупы..." Дедушка часто вспоминал и о своем первом неравном штыковом бое, когда увидел лицо смерти в образе здоровенного бритого немца, который потом часто ему снился... Победный же путь начался для Виктора Васильевича Авдонина от блокадного Ленинграда. Главу "Блокада" невозможно читать без слез...

Много книг написано о войне, много стихов сложено, но эта рифмованная повесть особенно глубоко трогает душу. Конечно, потому, что написана она родным человеком, моим дедушкой - простым солдатом.

Наталья КОПЫЛОВА, Гомель.



Устройте во дворе дендрарий!

Меня раньше раздражали бабушки, которые устраивают рядом с подъездами цветники. Сидят эти женщины целый день на скамейке, сплетничают и следят, чтобы кто-то на "их грядку" не залез или, не дай Бог, из окна пепельницу туда не вытряхнул. Но вот недавно я был приглашен на дачу к друзьям. И, знаете, умилился: родители приятеля и их соседи своими огородами и цветниками так гордились - на открытой веранде, на окнах и даже на заборе у них развешены горшки с колокольчиками и настурциями. Мы пили чай в сени густых зарослей, покрытых огромными синими цветами. Просто дендрарий какой-то! И вот что удивительно: я дачи разные видел, но тут мне почему-то очень обидно стало, что негде самому вот так посидеть среди гладиолусов за чашкой чая с чабрецом.

Я к чему об этом решил написать. Минск похорошел в этом году во многом за счет цветов и клумб, а я даже не понял сразу, что изменилось. Было бы неплохо, если бы не только в центре города, но и в "спальных" районах так же было, и в малых наших городах. Я еще слышал, что в Польше (или где-то в ближней загранице) муниципальные власти периодически проводят конкурс: у кого самый красивый балкон (окно), у кого самый ухоженный двор. И нам несложно такой конкурс провести. Представляете, как расцветут все наши города!

Сергей ЕРЕМЕНКО, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter