Поклонники таланта отметят 100-летие со дня рождения режиссера Юлия Карасика

Стремление к свету

Известный советский кинорежиссер Юлий Карасик всегда относился к кино как к таинству и высокому искусству. Он снял 12 очень разных картин, и проходных работ среди них не было. Для его стиля было характерно отсутствие однозначных оценок, морализаторства и стереотипов. Карасик получил призы на кинофестивалях, признание коллег и зрителей. Режиссер верил, что кинематограф может исправить мир и влиять на духовный мир человека. «У него была странная особенность: он умел в пустоте находить какие-то флюиды — душевные, духовные, любовные, — вспоминал режиссер Борис Бланк. — Это были фильмы-недомолвки — на интуиции, на флюидах построенные…» 24 августа поклонники таланта Юлия Карасика отметят 100-летие со дня его рождения.

Долгий путь в кино

fishki.net
Юлий Карасик родился 24 августа 1923 года в Херсоне. Во время войны поступил в Ташкентское военное училище, после — на филфак Ленинградского педагогического института, после которого в его судьбе появились актерская школа при «Ленфильме» и учеба у Иосифа Хейфица и Александра Зархи. Режиссерское образование получил в одной из лучших мастерских ВГИКа того времени — у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

ВГИК он окончил в 1951-м. Но прежде чем заняться игровым кинематографом, около десяти лет снимал научно-популярные и документальные фильмы на Свердловской киностудии и «Ленфильме», и это тоже отточило его режиссерский стиль.

В игровой режиссуре Юлий Юрьевич дебютировал картиной о сибирских строителях «Ждите писем». Это дебютная работа и выдающегося советского сценариста Анатолия Гребнева. Вторым режиссером фильма был работавший тогда на Свердловской киностудии Владимир Мотыль, который позже снимет «Белое солнце пустыни». Кстати, именно на картине «Ждите писем» он познакомился с актером Анатолием Кузнецовым, сыгравшим товарища Сухова.

Напел мотивчик Исааку Шварцу

После фильма «Ждите писем» Юлий Карасик взялся за экранизацию повести советского детского писателя и журналиста Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Почти для всех исполнителей главных ролей работа в этой картине стала дебютом. Актрису на роль школьницы Тани Сабанеевой искали дольше всех, и члены худсовета были весьма удивлены, когда им представили 22-летнюю студентку ВГИКа Галину Польских. Тем не менее ее утвердили. В 1962 году фильм удостоился главного приза «Лев святого Марка» и премии Национального центра фильмов для юношества на кинофестивале детских фильмов в Венеции. А в 1963-м получил диплом жюри международного кинофестиваля в Вене, звание «Выдающийся фильм года» на фестивале лучших фильмов года в Лондоне.

«Дикая собака динго».

К слову, картина «Дикая собака динго» в числе первых принесла международную награду студии «Ленфильм» и сыграла важную роль в судьбе Исаака Шварца. «Это был мой первый настоящий творческий успех в кино, — вспоминал композитор. — А начиналось все с почти анекдотической ситуации: Юлий Юрьевич заявил, что музыку к фильму напоет он сам, нужно только записать ее в нотах». Сначала Исаак Иосифович честно пытался это сделать, но потом понял, как странно выглядит это со стороны, и заявил: «Вот что, дорогой Юлик, музыку к фильму буду писать я!»

Польских очаровала Феллини

Фильм «Дикая собака динго» был принят на ура. Знаменитый режиссер Федерико Феллини настолько был впечатлен увиденным, что пригласил к себе на виллу советских кинематографистов, в том числе Галину Польских. А при прощании даже потрепал молодую актрису по щеке, к чему она не была готова. «Обиделись? — спросил переводчик. — Зря. Он так выразил вам свою симпатию: итальянцы всегда так детей по щечкам хлопают». «Потом в Москве все шептались, что Польских будет сниматься у Феллини, но больше мы не виделись», — говорила актриса.

Дыхание истории

В мелодраме Карасика «Человек, которого я люблю» интересные роли сыграли Георгий Жженов, Тамара Семина, юный Евгений Герасимов. Юлий Юрьевич по-своему интерпретировал производственную тему в лентах «Самый жаркий месяц» и «Собственное мнение». Исторические события нашли отражение в его картинах «Шестое июля» и «Берега в тумане».

«Шестое июля».

«Шестое июля» отметило жюри международного кинофестиваля в Карловых Варах специальной премией. По общему мнению, этот фильм по сценарию Михаила Шатрова, в основе которого была его же пьеса о левоэсеровском мятеже 1918 года и Брестском мире, вписал внушительную главу в советскую лениниану. Режиссер избрал строгую протокольную манеру съемки, которая местами роднит фильм с ожившей звуковой кинохроникой, дает возможность почувствовать всю серьезность исторического момента.

Юрий Каюров, игравший Ленина во многих фильмах, в этой ленте, пожалуй, достиг наилучшего результата. Экранная Мария Спиридонова, сыгранная Аллой Демидовой, тоже очень убедительна: она сочетает стальную решительность с женской красотой. Среди прочих фигур интересными оказались председатель ВЧК Феликс Дзержинский (Василий Лановой), член Высшего военного совета Николай Подвойский (Владимир Самойлов) и левый эсер Прош Прошьян (Армен Джигарханян).

Не форма, а содержание

Полюбился зрителям и телефильм Юлия Карасика «Стакан воды» (1979) по пьесе Эжена Скриба об интригах при дворе английской королевы Анны в начале XVIII века. Образы аристократов в картине воплотили Алла Демидова, Наталия Белохвостикова, Кирилл Лавров и другие артисты. Костюмная комедийная мелодрама была поставлена с безупречным вкусом.

«Стакан воды».

Юлий Карасик был мастером и новатором, но новатором не формы, а содержания. Прежде всего его интересовали взаимоотношения и чувства. Человек сложен и непредсказуем, часто несчастен и одинок, однако им всегда движет надежда, был убежден режиссер. Он ушел от нас на 82-м году жизни 23 января 2005-го.
Культурный центр «Лидер» в Москве 25 августа приглашает на лекцию и кинопоказ, посвященные 100-летию со дня рождения Юлия Карасика.
КСТАТИ

Юлий Карасик был дважды женат. Первая супруга — Любовь Александровна Цветкова, учительница. Их дочь Наташа окончила киноведческий факультет ВГИКа. Вторая жена (брак не был зарегистрирован) — Елена Федоровна Кулевская, родила ему двоих детей: в 1966-м — дочь Марию, в 1969-м — сына Михаила.

Классика без фальши

Юлию Карасику принадлежат две экранизации шедевров русской классической драматургии — чеховской «Чайки» (1970) и горьковской пьесы «На дне», которой режиссер дал название «Без солнца» (1987).

«Чайка».

В «Чайке» режиссер вновь собрал звездный актерский ансамбль: Людмила Савельева, Юрий Яковлев, Алла Демидова, Ефим Копелян, Армен Джигарханян… Алла Демидова сыграла одну из лучших своих ролей — Аркадину. Не зря фильм получил приз «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.

«Без солнца» — именно так хотел сначала назвать свою пьесу Максим Горький, и это название представлялось Юлию Карасику более соответствующим сути произведения, рассказывающего, по мнению режиссера, не о дне и его людях, а о «неистребимом, страстном стремлении людей из тьмы к свету, к солнцу». В фильме сыграли корифеи Михаил Глузский, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Петренко, Владимир Гостюхин…

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter