«Страсти по Чапаю»: массовка устроила бунт

После знаменитого советского фильма «Чапаев» 1934 года за жизнеописание знаменитого командира, участника Гражданской войны никто не брался. Создатели сериала «Страсти по Чапаю» решили показать не только ратные подвиги Василия Чапаева, но и его насыщенную личную жизнь.

После знаменитого советского фильма «Чапаев» 1934 года за жизнеописание знаменитого командира, участника Гражданской войны никто не брался. Создатели сериала «Страсти по Чапаю» решили показать не только ратные подвиги Василия Чапаева, но и его насыщенную личную жизнь.

В какой-то момент массовка устроила бунт: актеры жаловались на тяжелые условия работы. После этого с половиной из них решено было расстаться (на переднем плане — Сергей Стрельников)
«Чапаева всю жизнь считали рубахой-парнем, — рассказывал журналистам автор сцена­­рия Эдуард Володарский незадолго до своей смерти. — Однако это примитивная трактовка образа. Война превратила его в человека, которого хотела видеть страна, — амбициозного бойца. Чапаев умел и любил воевать. И не секрет, что он пользовался бешеным успехом у женщин, поскольку был мужчиной видным, но и столь же непростым, поэтому дамы его нередко бросали».


Режиссер сериала Сергей Щербин говорит, что решил снимать Сергея Стрельникова в роли Чапаева еще когда они вместе работали на проекте «Дело было на Кубани».


— Когда я рассказал друзьям, что меня утвердили на роль Чапаева, многие не скрывали удивления: «Как?! Ты же молодой совсем!», — вспоминает 33-летний Стрельников. — После советской картины «Чапаев» у многих почему-то сложилось впечатление, что Чапаеву во время Гражданской войны было не меньше 45 лет. Но ведь и актеру, исполнителю главной роли, Борису Бабочкину на момент выхода фильма едва исполнилось 30. Перед съемками я принципиально не пересматривал фильм братьев Васильевых, чтобы дистанцироваться от образа, созщданного Бабочкиным. Режис­­­­сер поддержал меня в этом решении.


Он же поставил актеру условие: быть в отличной физической форме. В течение месяца перед началом работы Стрельников каждый день занимался верховой ездой, орудовал шашкой и отращивал залихватский чуб (а вот усы накладные). Но самым сложным, по словам Стрельникова, оказалось тащить на себе 30-килограммовый крест.


— Чапаев, как известно, был что называется, с золотыми руками, и в фильме есть момент, когда мой герой устанавливает крест на купол церкви, — вспоминает актер. — Сначала его хотели сделать деревянным, но это было бы очень заметно в кадре, и я поднимался по приставной лестнице с металлическим — весом 30 кг. Метров восемь тащил его наверх. Конечно, у меня была страховка, но ощущения все равно не из приятных.


Сериал снимался с размахом: только в массовке было задействовано больше тысячи человек.


— В разгар работы среди массовки случился самый настоящий бунт! — рассказывает Сергей Щербин. — Мы честно предупреждали людей, что сцены будут сложные: им придется и баржу по берегу тащить, и бревна носить, и в ноябре на сырой земле лежать, изображая трупы. У нас ведь не мелодрама в декорациях, а историческая картина! Но некоторые не восприняли это всерьез. В итоге с половиной людей пришлось расстаться. Зато оставшихся актеров массовых сцен мы с уважением стали называть спецназом — они у нас и в воде «тонули», и в огне «горели»!

Сергей Стрельников и Юлия Галкнна
Юлии Галкиной досталась роль одной из жен Чапаева — Пелагеи, которая бросает его с детьми ради любовника.


— Благодаря Сереже Стрельникову моя роль существенно расширилась, — рассказывает актриса. — Серега перечитал массу книг, дневников и статей о жизни Чапаева и узнал, что по одной из версий Пелагея не исчезла из его жизни окончательно. Некоторые считают, что именно бывшая жена сдала его белым! Эта история так понравилась режиссеру и продюсерам, что моя роль увеличилась.
Героиня актрисы отличается крутым нравом.


— У нас с Сережей была не одна бурная сцена, — говорит Юля. — Мне особенно запомнилась та, где Пелагея просит прощения у мужа после того, как изменила ему с трамвайным кондуктором. Я в ночной рубашке на коленях умоляю героя Стрельникова о пощаде, а он с яростью рубит подушки с перьями — так он пытается справиться с эмоциями. И эта сцена заканчивается затем бурным примирением. Самое смешное началось дальше. После команды «Стоп!» на просмотре отснятого материала режиссер заметил, что медаль на рубахе Се­режи висит не справа, как это должно быть, а слева! Пришлось переснимать! И таких ситуаций было немало: только мы все отснимем, я уезжаю в Москву, как на следующее утро раздается звонок ассистента по актерам: «Юля, катастрофа! Материал исчез, камера не сработала (или что-нибудь в этом духе) — возвращайся на пересъемку!» (Смеется.) Надеюсь, наши старания не пропадут даром — мы выкладывались на сто процентов.

Марина КУЗНЕЦОВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Первого канала

© Теленеделя

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter