В поселках Гомельщины не горят фонари и рушатся балконы

Стопроцентный износ

В поселках Гомельщины не горят фонари и рушатся балконы

Личную историю о затянувшемся ожидании капремонта могут рассказать многие. Но есть дома, которые по праву можно назвать забытыми. Люди исправно платят по счетам, однако найти организацию, которая обязана залатать текущую крышу или провести уличное освещение, оказывается непросто. Даже если ответственные работники все же находятся, то сроки исполнения обязательств иногда растягиваются на годы. В редакцию «СБ» обратились несколько семей из поселка Юбилейный в пригороде Гомеля. Их дома имеют стопроцентный износ, на улице уже 5 лет не горят фонари. А деньги на капремонты и техническое обслуживание жильцы отчисляют ежемесячно. Я выехал на место, чтобы разобраться в ситуации.


По темной улице


На окраине поселка Юбилейный, возле железной дороги, стоят 4 барака. Местные жители утверждают, что их после войны строили пленные немцы. С тех пор капитальный ремонт не проводился. В бараках живут 20 семей, две из них многодетные. Названия у тупиковой улицы нет, только номера бараков: 2, 3, 4... На столбе висит ржавый фонарь. Две встречающие меня местные жительницы с грустью замечают:


— Не горит уже который год. Сколько ни жаловались, не заменили. Так и ходим по темноте.


Бараки были на балансе республиканского треста «Белтрансстрой». С 2002 года закреплены за строительно–монтажным поездом 716. Жительница барака № 4 Светлана Волосянкина уверена, что о людях просто забыли:


— К кому ни обратишься, нет ответственного. За дома отвечает СМП–716, за землю — Улуковский сельисполком. Проблемы спихивают друг на друга.


Обитатели барака № 2 не могут найти себя на карте. Как уверяет Любовь Костюкова, бумаги на дом бесследно исчезли:


— Я 8 лет перечисляла все выплаты на капремонт, техническое обслуживание. А в итоге оказалось, что моего дома № 2 нет по документам. Куда деньги шли, так и не узнала. Теперь я и еще две семьи живем в бараке, который не значится на карте. Наверное, по бумагам его снесли, а кто–то из чиновников получил квартиры.


В СМП–716 об исчезнувшем доме информации не дали. Но ситуацию по проблемным строениям прокомментировал руководитель строительной организации Николай Колеснев:


— Все квартиры в бараках приватизированы. На деле это частный сектор: такие же дома, как в деревне, с участками, но — с центральным отоплением. Никто из жильцов не является работником нашего предприятия. Тем не менее эти приватизированные строения со стопроцентным износом числятся у нас на балансе. Мы неоднократно обращались в Гомельский райисполком, чтобы из собственников этих квартир организовали товарищество, но воз и ныне там. Приходится проводить текущие и косметические ремонты. А по поводу уличных фонарей — это территория Улуковского сельисполкома.


В Улуковском сельском исполнительном комитете только развели руками. Сказали, что о проблемах «барачников» знают, но на их решение нужны деньги. Зампред сельисполкома Алексей Кобзаров отметил, что сейчас ведется поиск оптимального решения:


— Фонарные столбы и фонари уже давно не подходят под нормы энергетиков. Нужны новый проект и проведение работ по электрификации уличного освещения. Это большие деньги. Поэтому мы надеемся на строительство в Юбилейном нового микрорайона. Его планируют начать возводить недалеко от бараков. Попробуем их включить в единый энергопроект.


Строительные работы в поселке Юбилейный могут растянуться на год, а то и несколько лет. До этого местным жителям, похоже, придется так и ходить по темным улицам...


На балкон не выходить


О том, что обещания быстро раздаются, да не скоро дело делается, свидетельствует еще одно обращение в редакцию — жительницы поселка Мышанка Петриковского района. Бывший военный городок переживает не лучшие времена. Когда армия ушла, появились признаки разрухи. Балкон квартиры Натальи Носыревой напоминает решето:


— Мой балкон — сплошная дыра. Осколки бетона с арматуры падают на соседей. Вся эта конструкция нависает над входом в магазин, где ходят люди и играют дети. Сама я эту проблему решить не могу, а местные власти не торопятся. У меня стопка переписок и годы ожидания, а ситуация не улучшается.


В Петриковском райисполкоме пенсионерку обнадежили. Начальник отдела ЖКХ Тамара Горбач говорит, что к работе уже приступили оценщики:


— Заключен договор с частной фирмой на обследование балкона. Она должна дать заключение, годен ли он к ремонту. Если годен, следующим шагом станет составление проекта реконструкции. Эти работы запланированы на период до 1 июля. Если ремонт возможен, мы будем ставить его в план на 2015 год в областной бюджет.


Качество по полной цене


Ждать балконного ремонта еще не менее года. На все есть регламентированные сроки. То есть фактически только в 2015–м решится судьба темной барачной улицы и разрушающегося балкона над входом в магазин. Это при многих «если». Если утвердят. Если будут деньги. Если честно и вовремя сработает подрядчик.


Уже не раз поднимался вопрос о том, что мы должны платить полную стоимость услуг ЖКХ. В 2013 году население оплачивало около 25 процентов себестоимости фактических затрат. По итогам 2014 года будем возмещать около 30 процентов затрат на жилищно–коммунальные услуги. Но если вдруг выйдем на полную себестоимость, то необходимо и соответствующее качество. Понятие «качественные услуги» подразумевает и скорость их исполнения. Если человек будет ждать решения проблемы годами, то за что он будет платить 100 процентов? Похоже, пора менять не только объем оплаты, но и систему реагирования, сроки ремонтов, резко повышать ответственность исполнителей.


И в заключение поделюсь своим, наболевшим. О «торопливости» чиновников написана не одна статья, но нельзя не отметить и тенденции роста иждивенческих настроений у многих жалобщиков. Иногда люди готовы бесконечно ждать помощи от государства, вместо того чтобы взяться за молоток, купить доски, кирпичи. Словом, стать настоящими хозяевами дома, в котором живут.


sb_gomel@mail.ru

 

Фото автора.

 

Советская Белоруссия №115 (24498). Пятница, 20 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter