Стеклянный салют у парка Победы

В Минске будет построено новое здание музея истории Великой Отечественной войны

В Минске будет построено новое здание музея истории Великой Отечественной войны


Трудно найти белоруса, который бы никогда не побывал в этом музее... Музей истории Великой Отечественной войны настолько важен для нашего народа, что постановление о его создании было принято уже 30 сентября 1943 года. Памятку о том, как следует отбирать экспонаты для будущего музея, из Москвы шифрованной радиограммой передали областным уполномоченным ЦК, а те — командирам партизанских бригад и отрядов.


Через три с небольшим месяца после освобождения Минска музей истории Великой Отечественной войны уже был открыт — в Доме профсоюзов на площади Свободы. А в 1966 году на нынешней Октябрьской площади состоялось торжественное открытие нового здания музея — того, которое хорошо нам знакомо.


Но время идет, и то, что когда–то было впору и даже на вырост, начинает устаревать... Когда несколько лет назад Александр Лукашенко посетил музей истории Великой Отечественной войны, ему рассказали и о проблемах: острая нехватка свободных площадей в хранилищах, не слишком хорошее техническое состояние здания... Тогда Президент и поручил решить вопрос о расширении и улучшении условий хранения музейных фондов. Директор музея Сергей Азаронок как–то сказал в интервью, что, кроме 11 тысяч уже открытых экспонатов, музей готов выставить для обозрения еще 130 тысяч бесценных артефактов Великой Отечественной войны из фондов.


И вот замечательная новость. Недавно с Президентом согласовано строительство нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Главным проектировщиком станет институт «Минскградо», а главным архитектором проекта — лауреат Государственной премии Беларуси, профессор Международной академии архитектуры Виктор Крамаренко. Именно этот зодчий — автор таких знаменитых, определяющих облик современного Минска сооружений, как Национальная библиотека и здание железнодорожного вокзала.


Новое здание музея расположится возле обелиска «Минск — город–герой». Достаточно большое, оно должно настолько удачно вписаться в рельеф, чтобы он нигде не был нарушен. Вход — и с верхней площадки возле обелиска, которой дано название площадь Героев, и по пандусам со стороны парка Победы... Со стороны холма, на котором возвышается обелиск, разместится один этаж, вниз уйдут еще несколько...


Кстати, многие, узнав, куда переедет музей, тревожатся, не пострадает ли старый парк, часть «зеленого диаметра» города, куда поколениями приходили гулять минчане?


Не только не пострадает, но и похорошеет. Поскольку сегодня парк не совсем ухожен. Авторы проекта постарались, чтобы постройки отняли у деревьев минимальную площадь. Со стороны Комсомольского озера пройдет красивая аллея. Музей, обелиск, парк — все станет одним ансамблем. Со скульптурами, с площадками для массовых гуляний, со вторым зданием в районе улицы Тимирязева, где расположатся технические помещения музея, с кафе и сверкающим куполом зала Победы... Вот увидите, придет время — и в Минске появится новая престижная «фишка»: смотреть салют через стеклянный купол зала Победы музея истории Великой Отечественной войны. Со смотровой площадки, с которой откроется центр города, парк Победы — и небо в блистающих букетах фейерверков...


Кстати, и само здание музея напоминает праздничный фейерверк... Из золотистого стекла, со стремительными расходящимися линиями... В темное время суток оно будет светиться и сверкать.


— Конечно, проектирование еще только начинается, — говорит Виктор Крамаренко. — Но пройден самый ответственный этап — есть концепция. Потом она будет детализироваться, разрабатываться.


— А когда же проект реализуется?


— Есть пожелание закончить строительство к 65–й годовщине Победы. Это и логично, и символично... Хотелось бы, чтобы оставшиеся в живых ветераны отметили этот праздник в новом здании. Как видите, главный фасад его решен в торжественных формах, напоминает салют. Купол зала Победы венчает белорусский флаг — торжественную церемонию по его поднятию можно проводить, используя второй уровень зала, на который ведут две лестницы. Кстати, возможно, в этом зале появятся лазерные установки, которые в вечернее время станут производить специальные эффекты, подчеркивать местонахождение музея. Весь ансамбль будет жизнеутверждающим. Мы не стали вводить минорные тона, потому что этот музей посвящен народу–победителю.


— Что же разместится внутри сверкающего стеклянно–бетонного «салюта»?


— Здание музея делится на четыре блока. Они символизируют четыре года войны и объединены главным экспозиционным залом, который называется «Дорога войны». Посетители двигаются по ней, заходя в каждый из блоков и посещая залы, поднимаясь к следующей группе залов по пандусам. Пандусы пологие, по ним легко двигаться... Идя на второй этаж, посетители станут обходить «летящие» самолеты. На втором этаже расположится и конференц–зал. Поднявшись на третий этаж, мы попадаем в зал Победы. Предусмотрены лифты для тех, кому трудно передвигаться. Через стеклянную крышу между блоками отовсюду виден обелиск «Минск — город герой». Кстати, здание украсит не только тонированное стекло, но и росписи, и скульптурные работы: известный скульптор Валентин Занкович уже предлагает свою скульптуру Победы.


— А что же со старым зданием?


— Предполагается, что на его месте будет возведен отель «Кемпински».


— Вы автор и этого проекта?


— Я разработал концепцию. Это 38–этажное здание, наверху — смотровая площадка и ресторан... Представьте себе, какой вид на город оттуда откроется!


— Однако раздаются голоса: впишется ли столь высокое сооружение в центр города, традиционно приземленный?


— А вы посмотрите на проект, как органично отель смотрится со стороны Дворца спорта... Без него как раз все воспринимается немножко пустым. В уважающих себя городах архитекторы формируют вертикали. Уберите из Праги, из Кельна «высотки»... И нет облика города. Барселона — тоже абсолютно плоскостной город. Но там возвышается творение Гауди! Не надо бояться высоты, надо только органично вписать ее в существующую структуру.


— Вы хотите изменить город, делая его более современным, европейским, «вертикальным»?


— Процесс развития города необратим. А по облику столичного города судят о всей стране. Национальная библиотека, Минский железнодорожный вокзал... Это не просто здания. Я знаю, что один российский депутат, впервые увидев наш вокзал, сказал, что теперь он уверен, что с нашей страной можно иметь дело. Хорошая архитектура свидетельствует, что в стране есть специалисты и должный технический и экономический уровень. Потому что архитектура — искусство недешевое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter