В Беларуси назрела необходимость создания национального маркетплейса

Старый склад на новый лад

Потребительский рынок гибкий и изменчивый. И в течение нескольких лет может принимать самые неожиданные конфигурации. Но тренд на диджитализацию прослеживается четко и неотвратимо. Навряд ли в обозримой перспективе в ретейле «все будет интернет». Но такие каналы продвижения, как маркетплейсы, оказывают все большее влияние на розничный рынок. И мультипликативно — на отрасли производства и другие макроэкономические показатели. В одних сегментах влияние электронной торговли минимально. В других — даже очень ощутимо. И самое главное, маркетплейсы носят трансграничный масштаб. И являются широким каналом для проникновения на национальные рынки большого количества импортной продукции. Потребителей электронные площадки восхищают: бесконечный выбор, цены на любой вкус, всегда можно найти что-нибудь интересное и оригинальное. Вторая сторона медали — макроэкономическая: доля реализации отечественных товаров. Не только флагманов, но и малых предприятий, и даже ремесленников. Не назрела ли необходимость сформировать национальный маркетплейс? Не столь уж и сложная задача, если посмотреть повнимательнее. 

коллаж марины бондарь и олега карповича

Белкоопсоюз неоднократно подвергался заслуженной критике. Прямо скажем, некогда самая большая (а когда-то и единственная) торговая сеть в стране не всегда оказывается на высоте. И часто приходится слышать: мол, это же не бизнес, а социальная ответственность по обеспечению населения товарами на селе. Да ничего подобного. Белкоопсоюз может стать прекрасным активом, если вернуть его… в прошлый век по бизнес-процессам. 

Хочу напомнить, что в далекие советские времена, когда в сельской местности больше передвигались на телегах, а велосипед считался роскошью, кооперативные магазины выполняли фактически функцию маркетплейсов. Кроме продуктов питания, в этих торговых точках можно было заказать практически любые потребительские и промышленные товары. Если, конечно, они были в наличии на центральных базах. Потребительский рынок в прошлом веке, прямо скажем, был насыщен актуальной продукцией не всегда. На Западе, кстати, тогда была развита торговля по каталогам. 

И с этой точки зрения Белкоопсоюз может оказаться даже очень ценным активом для национального маркетплейса. Тысячи торговых точек, разбросанных по всей стране, — готовые пункты выдачи товаров. Логистическая система, возможно, не самая совершенная, но присутствует. Более того, есть у кооператоров торговые активы и в крупных городах, а также столице. Они могли бы стать точками поставки под заказ продукции фермеров, небольших продуктовых предприятий, производственных. На ярмарках же сколько всего интересного и вкусного привозят и выставляют на прилавки небольшие цеха на периферии! Хотя бы из той же бакалейной группы. Одних маринованных грибочков огромное разнообразие. А салатов, оригинальных закаток! И сколько лет уже обсуждается тема: почему этого национального разнообразия не особенно-то и найдешь в столице?! Профессиональные ретейлеры очень неохотно связываются с небольшими компаниями: и бренда у них нет, и объемы большие они поставить не могут… Это правда. Классическим маркетам нынче выгоднее работать с крупными производителями. Поэтому товарная матрица в разных сетях если и не совпадает, то очень-очень похожа. Парадокс нашего потребительского века: ассортимент есть, а разнообразия — нет. Но убежден: у продукции из глубинки свой покупатель, уставший от урбанистической торговой матрицы. Имеется немало интересных и промышленных товаров: мебели, текстильных изделий, ковки… Словом, логистика Белкоопсоюза могла бы работать в две стороны: из городов в небольшие населенные пункты возить одни товары, а обратно — другие. 

Однозначно национальный маркетплейс необходим, на мой взгляд, для продвижения отечественных товаров. У нас их много. Очень качественных и недорогих по цене. Знаю из своего опыта. Из командировки в Оршу привез шикарные кувалду, колун, топор и кое-какой еще инструмент. И там он был кратно (!!!) дешевле, чем в строительных гипермаркетах аналоги из Юго-Восточной Азии. А по качеству наши изделия еще и получше будут. Разве что упаковка попроще и некрасочная. Но мне же кувалда не для подарка нужна, а столбики на даче забивать! У ОАО «Лента» (случайно обнаружил) в перечне есть отличные тросы разной длины и толщины. Опять же намного дешевле, чем в «гиперах» импортные. И такие примеры можно приводить до бесконечности. Другими словами, товарная база у нас тоже имеется. 

Конечно, многие скажут: электронная торговля — дело коммерческое. Пускай этой темой бизнес занимается. Спорить с этим не буду. Есть у нас достаточно крупные электронные площадки. Другой вопрос, насколько они глубоки по ассортименту и географии доставки. Хотя, должен признать, игроки сильные и интересные. Но на масштабные проекты, есть ощущение, частный сектор не будет замахиваться. Возможно, государству стоит подсказать идею. В рамках пресловутого партнерства. В конце концов, маркетплейсы сегодня становятся той инфраструктурой, которая, глубоко в этом уверен, будет оказывать огромное влияние на национальные экономики. Главное — не проспать момент. Сама логика жизни нам за последние три года подсказала не единожды: отдавать инфраструктуру на аутсорсинг нельзя. Чревато последствиями. Если не сегодня, то в будущем. Конечно, идея, как говорится, сырая, требует проработки. Но, как кажется, актуальная. И реализуемая. Но, на мой взгляд, без инициативы государства не обойдется. В этом деле — как со строительством дорог или аэропортов: возводить и управлять ими могут (по большому счету и должны) частные компании. Но инициатором их создания выступает государство. А по актуальности маркетплейсы становятся не менее значимыми, чем та же транспортная инфраструктура. 

volchkov@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter