1 - 2% водителей, приходящих на медосмотры, перешагнули отметку в 70 лет

Старость их не догонит

1 - 2% водителей, приходящих на медосмотры, перешагнули отметку в 70 лет
Мир сегодня стремительно меняется не только технически — наши биологические часы стали тикать все медленнее. То–то бы удивился Гиппократ, считавший началом старости 43 года, если бы ознакомился с новой геронтологической классификацией ВОЗ! Теперь эксперты считают, что средний возраст длится до 60 лет, до 75 — пожилой, и только потом наступает старость. Хотя наша жизнь знает немало примеров, когда и солидные годы — не помеха для того, чтобы жить по–прежнему активно и насыщенно. И речь идет не только о поездках на дачу и устройстве клумб у подъездов. Молодые душой пенсионеры за 70 поступают в университеты, чтобы получить второе высшее, осваивают новые компьютерные и мобильные технологии, женятся и выходят замуж и, конечно, не собираются пересаживаться с личного транспорта на общественный. А кто–то, наоборот, проработав всю жизнь водителем троллейбуса или автобуса, прекрасно себя чувствует и, исправно проходя спецмедосмотры, продолжает развозить пассажиров.


Виктор Глазко.
Фото  Артура  ПРУПАСА


Виктору Глазко 65 лет, и водителем автобуса он работает уже 43 (!) года. Из них 36 были тесно связаны с 1–м автобусным парком Минска, а последние 7 лет — с 7–м автопарком. Почти с первых слов беседы Виктор Иванович признается, что работу свою очень любит, а после того как несколько лет назад ушла из жизни жена, избранное дело стало очень важно еще и тем, что дает пространство для общения. Кстати, водитель Глазко награжден знаками «За работу без аварий» всех степеней, почетными грамотами Белорусского республиканского комитета профсоюза и администрации Ленинского района Минска, имеет почетное звание «Ветеран труда»...

Что скрывать, эта работа довольно тяжелая: ранние подъемы в первую смену, возвращения домой далеко за полночь во вторую. Однако, по словам самого Виктора Ивановича, это дело привычки. И ему не составляет труда встать перед работой пораньше — часа в 4 утра, чтобы как следует подготовиться к выезду. Сейчас он возит пассажиров по 64–му маршруту, однако довелось поработать во всех районах города, так что Минск знает как свои пять пальцев. Говорит, водители, которым по возрасту уже полагается сидеть на пенсии, — не редкость для автопарков. И хотя все–таки большинство из его коллег — молодые люди, встречаются и те, которым под 70, но которые по–прежнему в строю, хотя медицинский спрос с них куда более строгий, чем с автолюбителей. К последним, впрочем, с возрастом требования тоже ужесточаются: если до 60 абсолютно здоровый автолюбитель легко получит справку сразу на 5 лет, то после даже при идеальном здоровье ему комиссия выдаст разрешение не более чем на два года...


Водитель общественного транспорта за 70 и тем более под 80? В Минске таких не припомнят. А вот автолюбитель в солидном возрасте — никакая не диковинка. По словам заведующей отделением по освидетельствованию водителей 24–й минской городской поликлиники Ольги Калечиц, возраст — не помеха для получения медицинской справки: «Если ее дали с ограничением или вообще отказали в ее выдаче, виной тому только недуги, которые зачастую сопутствуют пожилым людям». Вот статистика. Среди водителей, которые приходят на медосмотры, 8% — старше 60, но есть и за 70 — 1 — 2%. Более того, бывало, на медосмотр приходили водители за 90 лет. Но если один из них в свои 95 лет сохранил хорошее физическое здоровье и ясный ум, что помогло ему без всяких трудностей получить заветный документ, то несколько лет назад, вспоминает Ольга Анатольевна, за медицинским допуском пришел 90–летний дедушка. Только взглянув на него, врачи поняли: к сожалению, медосмотр ему не пройти. Сейчас среди подопечных отделения нет водителей старше 1929 года рождения. Тем временем героиней интернета числится 84–летняя Елена Глембовская из Клецкого района, которая 30 лет водит своего «железного коня» — «Москвич–412»...

КСТАТИ

В Великобритании насчитывается около 1,5 млн водителей старше 65 лет, из них 23 тысячи — старше 90, а возраст около 30 перевалил за сотню.

Любопытно

Есть автолюбители, чей возраст приближается или даже уже перевалил за сотню. И, между прочим, некоторые из них — публичные люди. В свои 93 водит Владимир Этуш, в 98 — Кирк Дуглас, знаменитый Спартак. А Боб Эдвардс из Новой Зеландии успешно рулил и в 105 лет, причем всего раз в жизни был оштрафован за превышение скорости! Женщины здесь мужчинам под стать. Американка Глэдис Флеймер тоже к 105 годам имела почти 90–летний водительский стаж, объездила почти все штаты, заметьте, без единой аварии. Но все рекорды побил американец Фред Хейл, который был официально признан самым пожилым водителем в мире Книгой рекордов Гиннесса: он умер за несколько дней до своего 114–го дня рождения, просидев за рулем до 108 лет и добровольно отказавшись от поездок, посчитав, что пожилые водители раздражают всех вокруг.

Штрих к проблеме

Хуже или лучше?


Согласно западной статистике, пожилые водители в возрасте от 65 до 75 чаще других попадают в аварии со смертельным исходом или ранениями. В том числе... лихачат на дорогах. Например, известен случай, когда 82–летний дедушка сбил шестерых пешеходов. Каждый раз, завидев человека на дороге, он путал газ и тормоз. Поэтому за рубежом автолюбителей в возрасте стараются особенно контролировать. Например, в Америке для пожилых созданы так называемые «освежительные» курсы при Всеамериканском обществе пенсионеров. Программа призвана развить в пожилых людях чувство самооценки, чтобы определить, остались ли с ними их навыки вождения или их мастерство пошло на убыль. В Великобритании всех автолюбителей старше 75 лет обязали повторно пройти тест на знание правил дорожного движения и получить справку о том, что они нормально видят. Психологи тем временем утверждают: пожилым тяжелее переносить пробки, сложнее реагировать на усиленный поток машин и пешеходов, так как с возрастом ухудшаются внимание, скорость реакции, кроме того, у стариков меньше гибкости в реагировании на нестандартные ситуации и больше поведенческих особенностей, усиливающихся с годами. Все так. Но вот контраргумент: в России пенсионеры–автомобилисты лучше всех соблюдают ПДД. А еще ученые выяснили: ездить с бабушками и дедушками детям вдвое безопаснее, чем с собственными родителями.

osokina.sb@mail.ru

Советская Белоруссия № 209 (24839). Четверг, 29 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter