Из Новогрудского райисполкома ни один человек не уходит с чувством, что его проблема не важна
НОВОГРУДСКИЙ район оказался в этом году в числе тех на Гродненщине — вместе с Берестовицким, Волковысским, Гродненским, Зельвенским, Лидским и Слонимским, — где количество обращений в местные органы власти сократилось в сравнении с прошлым годом. Всего за 11 месяцев этого года их поступило 694, в то время как в 2011-м за этот же период — 773. — Меньше жалоб — это хорошо или плохо? — интересуюсь у председателя райисполкома Анатолия МАРКЕВИЧА. — На мой взгляд, это яркий показатель того, что удается на местах локализовать проблему, без привлечения первых лиц.
– ТОТ ФАКТ, что обращения есть, что с ними приходят на прием к председателю райисполкома (в среднем на прием записываются до 30 человек, а я провожу еще и прямые линии по телефону), говорит об определенном доверии к местной власти, — отвечает Анатолий Мечиславович. — Нам удается отдельные вопросы «снимать» оперативно (к слову, в последние два года уменьшилось и количество обращений из нашего района в Администрацию Президента). Много земельных вопросов, по работе жилищно-коммунальной службы… Вообще, стараемся, чтобы ни один человек не уходил с чувством, что его проблема не важна.
И потом, мы не просто здесь, в райисполкоме, сидим и принимаем «заявки» на устранение той или иной проблемы. Самое главное — проводим детальный анализ обращения и идем, что называется, от частного к общему. То есть должна вырисовываться система. К примеру, возьмем ремонт жилищного фонда. После ряда обращений пришли к выводу, что локальными действиями проблемы не решить. Нужно действовать комплексно, выработать общий алгоритм, или механизмы решения похожих проблем. Первым делом проанализировали, какая часть жилого фонда идет на снос, а какая — на капремонт. А дальше посмотрели, с какими жалобами наши граждане чаще всего приходят. И выяснилось, что много неудобств доставляют неспиленные деревья, угрожающие жилым постройкам, создающие неудобства на кладбищах и так далее. И что, каждый раз присылать по месту сообщения кран, спасателей, другие службы? Нет, это нецелесообразно, трудозатратно. Мы поступили по-другому — действуем централизованно.
Как? Решили вот что: собрать в мобильную бригаду представителей Новогрудского районного унитарного предприятия ЖКХ и направлять оборудование и обученных людей на тот объект, где накопился ряд вопросов у сельчан. Так, эта бригада несколько дней работает на объектах одной деревни. Потом специалисты «принимаются» за другую деревню и так далее. Все делается с позиций рациональности, чтобы максимально минимизировать такие обращения. Ведь, скажем, та же проблема старых деревьев в аварийном состоянии, доставляющих неудобства жителям того или иного населенного пункта, — очень серьезная. К примеру, кладбищ по району много, они разбросаны, но при централизации работ (по спиливанию деревьев, в частности) все решается оперативно.
Или возьмем проблему удаленности деревень от ФАПов. Да, трудно бывает фельдшерам в плохую погоду добраться до своих больных. Что мы сделали, чтобы снять остроту этой проблемы? Вот, например, для деревень Петревичского сельсовета купили 2 скутера — фельдшеры научились водить, и теперь добраться до самой отдаленной деревни, чтобы оказать кому-то необходимую медпомощь, уже не так сложно, как ранее.
ИВАН КОРБАЛЬ, заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Новогрудского райисполкома, — один из тех в районе, кто и вовсе ежедневно держит руку «на пульсе» всех обращений граждан. Обо всем, что волнует и тревожит жителей Новогрудчины, он узнает одним из первых. И никогда не остается равнодушным:
— Нам важно дойти до каждого человека, — говорит Иван Иванович. — Причем стараемся работать так, чтобы снять остроту проблемы в кратчайшие сроки. Вот, скажем, к нам поступил тревожный сигнал из деревни Негневичи — собаки стали собираться в стаи и нападать на сельчан. Мы тут же подключили службу РУП ЖКХ по отстрелу собак. Или такой случай был недавно: в колодец, над которым развалился сруб, попала дохлая крыса. А колодцем пользуется старушка, которая далеко за водой ходить не может. Мы опять привлекли жилищно-коммунальную службу, специалисты колодец почистили довольно быстро. Или, допустим, где-то просят подсыпать дорогу. Сегодня работаем над идеей передать все дороги в специализированную организацию, чтобы они, опять же целенаправленно, брались за их благоустройство. Не у всех хозяйств есть техника, чтобы самостоятельно этим заниматься.
Вообще, 60 процентов всех жалоб и обращений касается в районе именно работы коммунальщиков. Снимать остроту проблем новое объединение в рамках РУП ЖКХ помогает эффективно. Например, в Любчанском поссовете были проблемы по водоснабжению. Мобильная бригада поработала комплексно, чтобы спустя какое-то время к вопросам этим не возвращаться: отремонтировали водопровод, а заодно посмотрели содержание дорожной сети, состояние домов.
— С какими еще просьбами обращались в этом году люди в райисполком?
— Из деревни Большие Воробьевичи пришли по вопросу вывоза твердых бытовых отходов. Один сельчанин попросил, чтобы мусоровоз РУП ЖКХ делал остановку у его дома, — не заглядывая в справки, Иван Иванович компетентно рассказывает обо всем, что беспокоит на сегодня жителей Новогрудчины. — Вопрос изучили внимательно — и в самом деле, почему просьбу гражданина не удовлетворить? Мусоровоз теперь обязательно делает остановку у его дома.
Из деревни Болотцы жители приходили — просили улучшить жилищные условия в СПК «Щорсы». Рассмотрели. Мария Дмитриевна из деревни Побрезье обратилась с просьбой помочь обеспечить торфобрикетом — поставили на очередь. В деревне Новины у гражданки Кулевской сгорел дом. Попросила помощь у райисполкома — выделили ей 50 метров кубических деловой древесины и 2 миллиона рублей материальной помощи.
К радости жителей деревни Коростово (где проживают 110 человек), что в трех километрах от Новогрудка, нашли возможность сделать остановочный пункт: с Гроднооблавтотрансом согласовали маршрут, и теперь в деревушке к удобству сельчан автобус Новогрудок — Барановичи делает там остановку.
Каждый год в райисполкоме сталкиваются с вопросами обеспечения кормами. Уже начиная с весны председатель какого-либо хозяйства и сельсовета знает, что и кому должны доставить. И завозят необходимое своим транспортом. 2—3 последних года уже жалоб по этим вопросам поступает намного меньше, чем прежде.
Из Валевского сельсовета было много обращений. Например, местное сельхозпредприятие проводило вспашку полей и пораспахивало дороги (скорее, даже тропы, по которым сельчанам сподручнее ходить). В таких случаях туда быстро направляется трактор с целью «протоптать» колею. 3—4 раза проехал — вот и дорога. И «скорой помощи» удобнее подъехать, и экстренным службам, и газ завезти.
Бывает, люди недовольны тем, что закрываются ФАПы, или вот когда амбулаторию в деревне Новины в ФАП преобразовали. Стереотипы остались с советских времен: раз так раньше было, то должно быть всегда. Вопросы экономии бюджетных средств мало кого волнуют. Но и в этих случаях и властям, и сельчанам удается находить приемлемые компромиссы. Ведь в любом случае медпомощь и ее качество будут сохранены. Никто не останется без этой важной социальной поддержки.
— Иван Иванович, почему же сельчане приходят в райисполком, а не пытаются сначала со своей проблемой, бывает, что и пустяковой, разобраться на местах?
— Мелочей, пустяков в нашей работе не бывает. Мы понимаем, почему наши граждане приходят — ведь зачастую в сельсоветах особо ничего и нет. Надо старику в хозяйство обратиться по какому-то вопросу, а там то работы какие полевые, то других забот хватает. Вот и говорят ему: подожди, как освободимся, приедем. А сколько будет это «подожди», неизвестно. Можно и руководство СПК понять, когда особенно оно в запарке. А вот председатель райисполкома выслушает и в случае реальной необходимости сориентирует специалистов города на решение вопросов. Установка у нас такая: раз уж село кормит город, так и вы селу помогайте.
— А есть ли примеры потребительского отношения, когда люди только и ждут, когда местная власть возьмется за их проблемы, решить которые ничего не стоит самим?
— Да, случается всякое. Есть такие люди, что в их понимании местная власть и мусор за ними должна убирать, и, образно говоря, гвозди прибивать. В деревне Бор, к примеру, многодетная семья Лещик получила четыре комнаты в двухсемейном коттедже. Но порядка там нет, даже краску, которую им купили за средства бюджета, чтобы забор покрасили, пропили… Или, помню, в СПК «Коммунар-агро» семья в алкогольном чаду сожгла служебное жилье. Но что делать — помогли им сделать ремонт, так они даже строительный мусор поленились убрать. Забор как был снят, так и лежит — на место сами поставить не могут и ждут, что все им должны, Ведь сами для себя могли бы сделать, благоустроить жилое пространство вокруг. Но нет — им все должны. Вообще, бывает время от времени такое, когда из-за некоторых жалобщиков теряем время, отрываем специалистов и упускаем работу с теми, кому нужна реальная помощь — одиноким, престарелым, инвалидам.
– В ЛЮБОМ случае стараемся помогать человеку, — резюмирует Иван Корбаль. — А кто же это будет делать, если больше некому? Обычно я говорю: поставьте на место просителя себя (или маму престарелую) и посмотрите. У нас очень строгий подход к тем сотрудникам райисполкома, кто не соблюдает соответствующего законодательства. Имеются факты привлечения к ответственности должностных лиц, в частности, по фактам волокиты сроков рассмотрения, за нарушения законодательства об обращениях граждан. Я всегда говорю: чиновник — это должностное лицо, добросовестно выполняющее свои обязанности. И прежде всего он должен служить людям.
Анжелика МИЛЬТО, «БН»
Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»