О чем говорят наблюдательные миссии

Стандартный подход

В прежние годы отдельные миссии международных наблюдателей приезжали к нам с одной целью: попытаться накопать нарушения, не признать выборы и таким образом способствовать реализации западного плана «цветной революции». С учетом опыта мы провели совершенствование избирательного механизма. Какие подходы изменились? Об этом беседа с политологом Петром Петровским.

Международные наблюдатели миссии СНГ ознакомились с избирательными комиссиями в Октябрьском районе г. Минска.

— Наш Президент подчеркивает, что в международном контроле за выборными процессами важно опираться на согласованный государствами документ. Но его до сих пор нет. А наблюдатели от ОБСЕ, к примеру, приезжали в Беларусь со своими, заранее заготовленными методичками, чтобы «давать нам уроки демократии». Это ли не двойные стандарты?

— ОБСЕ как организация за 30 лет сотрудничества с Беларусью (и не только) успела себя глубоко дискредитировать и в наблюдении за выборами, и своей предвзятой заангажированной деятельностью в Донбассе, Карабахе и других горячих точках, где вместо беспристрастного мониторинга производился сбор данных в пользу одной из конфликтующих сторон.

В случае же избирательного процесса миссии ОБСЕ становились инструментом дипломатического давления, а иногда и откровенного вмешательства в дела государства. Они приезжали к нам не для того, чтобы улучшить механизмы волеизъявления, а чтобы оказывать на нас давление. Причем заранее были готовы выводы мониторинговых групп, общественных настроений. Не имея каких-либо объективных, закрепленных международными договорами стандартов, представители ОБСЕ выносили вердикты, какие выборы и где являются демократичными, а какие — нет. Откровенно деструктивная роль ОБСЕ привела к тому, что Республика Беларусь, как и некоторые другие страны, отказалась от услуг этих «учителей».

— Говоря о предыдущих избирательных кампаниях, невольно вспоминаются приезжавшие к нам зарубежные «контролеры». Среди них были представители ОБСЕ, других международных структур. Они пытались оспорить вопрос легитимности проведения голосования? 

— Легитимность, то есть признанность выборов, говоря по-народному, определяется не за рубежом, а гражданами Беларуси. Приглашение международных наблюдателей является актом доброй воли и дипломатическим реверансом страны, проводящей выборы. Подавляющее большинство западных государств не приглашает к себе международных наблюдателей. Но мы их зовем, так как наша страна исповедует открытую политику. 

Сегодня происходит формирование многополярного мироустройства и Запад теряет монополию, в том числе на международный выборный контроль. У нас сейчас активно работают миссии наблюдателей от СНГ и ШОС, что демонстрирует нашу транспарентность на глобальном уровне. Гости мониторят избирательную кампанию, прежде всего исходя из выполнения принципов и правил национального законодательства (Избирательный кодекс, Конституция), а также реально утвержденных международных обязательств. В отличие от представителей ОБСЕ, в СНГ и ШОС используются общепринятые и согласованные стандарты для электоральных циклов. Сейчас в Содружестве к тому же продолжается разработка и внедрение стандартов проведения избирательных кампаний. Вскоре эти документы будут приняты. 


— Как известно, ключевое место по контролю за подготовкой и проведением выборов отведено национальным наблюдателям. Сегодня их около десяти тысяч. Последний день их регистрации был 19 февраля, а с 20-го идет досрочное голосование. В чем заключается их значимость?

— Главное — соответствие процедуры голосования национальному законодательству. Это и отслеживается. Цель у всех должна быть не затормозить или тем более сорвать избирательный процесс, а сделать его более прозрачным и открытым. Национальные наблюдатели как граждане родного государства призваны как раз исполнить эту миссию даже в большей степени, чем гости.

В предыдущие годы инструментом национального наблюдения пользовались некоторые некоммерческие структуры, финансируемые извне и получавшие соответствующие заказы из-за границы. Их целью был не мониторинг процессов относительно нашей правовой базы, а попытка дискредитации того, что мы делаем. Реформирование законодательства об общественных объединениях свело подобные возможности к минимуму, что содействует укреплению электорального суверенитета Беларуси.

ДОСЛОВНО

Игорь Карпенко, Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси:

— Помимо миссии СНГ, мы пригласили еще ШОС, Межпарламентскую ассамблею ОДКБ, представителей Союзного государства. Кроме того, приглашены индивидуальные эксперты из различных стран, включая страны Евросоюза. В соответствии с законодательством все аккредитованы, им выданы соответствующие удостоверения — и все наблюдатели смогут в рамках избирательной кампании ознакомиться со всеми материалами, встретиться, с кем сочтут необходимым, посетить избирательные участки, территориальные и окружные избирательные комиссии, поучаствовать во всех мероприятиях избирательной кампании в качестве наблюдателя. А всего ЦИК подготовил около 300 пакетов документов для международных наблюдателей.

В ТЕМУ

В рамках долгосрочного мониторинга наблюдатели от СНГ посещают территориальные, окружные и участковые комиссии и констатируют высокий уровень подготовки избирательной кампании. Отмечается, что комиссии обеспечены средствами связи, оргтехникой. В помещениях УИК размещена информация о кандидатах и порядке голосования.

По мнению миссии, центральная и нижестоящие избирательные комиссии принимают необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне и в точном соответствии с законодательством страны.

Наблюдатели от СНГ считают, что кандидатам созданы равные условия для ведения предвыборной агитации. Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечивают всестороннее информационное сопровождение электоральной кампании.

КСТАТИ

Избирательные, иначе говоря, политические права у граждан выступают одним из центральных и наиболее важных элементов республиканского устройства нашего государства. Для граждан Беларуси это означает, что они имеют огромный пласт ответственности, поскольку участие в выборах и референдумах — это, по сути, участие в принятии решений по управлению страной. Это и есть сущность народовластия. В этой ситуации гражданин должен разбираться не только в личной профессиональной сфере, но и иметь гражданскую квалификацию. Эта компетентность является основой выбора того или иного кандидата. К тому же граждане должны быть подкованы и в политической ситуации, программах кандидатов.

Если посмотреть на работу ЦИК, можно заметить, что информирование людей идет всеми законными средствами. Оно охватывает знания о самой кампании, ее этапах, количестве кандидатов и округов, особенностях поведения на участке и так далее. Все это делается достаточно централизованно. По месту регистрации граждане уже получили соответствующие информационные материалы и приглашения поучаствовать в едином дне голосования.

savostenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter