Школьники из деревни Куритичи исследуют военное прошлое односельчан

Стали дети стариками, солдат остался безымянным

У МЕМОРИАЛА, установленного в 1950 году, скромная ограда, а его территорию, словно бдительные охранники, заслоняют своими разлапистыми ветвями четыре ели. «Вечная память героям, павшим в 1941—1945 годах», — читаю на мраморной плите. Из 41 воина и партизана, чьи останки похоронены в братской могиле, установлены личности лишь 18. Остальные — неизвестные солдаты.

У обелиска в Куритичах школьников принимают в пионерскую дружину.

СТОЮ в молчании, изучая фамилии освободителей Куритичей. Кто знает, как сложилась бы их судьба, если бы не военное лихолетье? Размышления прерывают голоса двух подростков. Это Максим Ганусевич, восьмиклассник, и Юрий Зубарь, одиннадцатиклассник. Ребята учатся в местной школе, дружат, да и с недавних пор объединены одним общим делом — поиском пропавших без вести солдат.

— Чем больше времени проходит, тем сложнее раскопать хоть какие-то следы, потянуть за ниточку, которая расскажет, кто из неизвестных похоронен в братской могиле, — говорят ребята. — Таких захоронений по Беларуси тысячи, поэтому мы считаем своим долгом узнать имена наших дедов, тех, кто пролил кровь за родную землю. События более чем 70-летней давности для нас живая история, которая напомнила о себе два года назад.

Максим ГАНУСЕВИЧ и Юрий ЗУБАРЬ ищут имена неизвестных солдат, освобождавших родную деревню

А начиналось все в 2014-м, когда уже престарелые сельчане рассказали удивительную историю. Во время карательной операции в мае 1943-го фашисты нагрянули в деревню. Соседний Людвинов тогда повторил судьбу Хатыни: заживо там сожгли 136 человек. Пришел черед Куритичей. Оккупанты сожгли здесь 385 дворов, убили 73 жителя. Некоторым удалось укрыться в лесу, а в деревне остались трое малолетних детей. Власовцы устроили зачистку и взяли малышей в плен, намереваясь, видимо, отправить в Германию. Собрали детей в кучу, но в этот момент из лесу выбежал советский разведчик: «Бегите! В лес!» — закричал красноармеец и с автоматом пошел на врага. Дети — врассыпную, ринулись в чащобу... Тело солдата, изрешеченное пулями, нашли на следующий день. Похоронили на опушке леса, носили цветы на могилу своего спасителя, украшали ее ягодами, укрывали ветвями елей. Дети не забыли о подвиге красноармейца, когда стали взрослыми, и передали эту историю односельчанам.

Удивительно, но спустя десятилетия в том самом месте останки солдата действительно нашли. Но идентифицировать их принадлежность (обычно это устанавливают по сохранившимся личным вещам — жетонам с личным номером, флягам или значкам) не удалось. До сих пор.

29 НОЯБРЯ 2014 года с почестями прах солдата перезахоронили на территории куритичского мемориала. Кстати, в то же время школьники, исходя из списков сельсовета и запросов в военные архивы, установили, что в братской могиле покоятся воины 17-й гвардейской кавалерийской дивизии 2-го гвардейского кавалерийского корпуса и 55-й стрелковой дивизии 61-й армии. Погибли бойцы этих воинских подразделений в январе—июне 1944 года, освобождая Куритичи.

— Недавно мы нашли могилу еще одного военнослужащего, — дополняет рассказ ребят учитель истории Василий Ганусевич. — Если довериться воспоминаниям старожилов, им может быть военный врач Степан Петрович Гресько. Он служил в местном партизанском отряде. Отправили запросы в архивы, задействовали поисковые программы. Ждем ответа... Страшно подумать, сколько еще тайн хранит наше Полесье, земля Беларуси. Считаю, это лучшие уроки мужества, которые можно преподать детям, воспитание патриотизма. Ведь поисковая работа затягивает, заставляет думать, возвращаясь снова и снова к уже известным страницам нашей истории.

Одна из таких — судьба Виктора Ситницы, который учился в Куритичской школе (об этом на стене есть даже памятная доска). 14 лет было мальчишке, когда началась война. Но он уже успел стать комсомольцем, а с июля 1942 года был в партизанах — разведчиком отряда А. Г. Волкова. С августа 1943-го (в 16 лет) — подрывник 78-го диверсионного отряда 125-й Копаткевичской партизанской бригады. На станции Коржевка пустил под откос 9 вражеских эшелонов с живой силой и боевой техникой.

Герой Советского Союза Григорий Токуев вспоминал о нем: «Я хорошо знал Витю Ситницу. Он долгое время был в диверсионно-подрывном отряде, которым я командовал. Витя был смелым, сообразительным. В трудные моменты находил выход — делал так, как подсказывали его комсомольское сердце, совесть. Скромный и очень добросовестный, он горячо любил Родину и, несмотря ни на какие трудности и постоянную опасность, сражался за ее освобождение от гитлеровских оккупантов».

Весной 1944 года Виктор Ситница с разрешения командира пошел в родную деревню. Но там он напоролся на гитлеровцев. Завязался бой. Витя был тяжело ранен, пленен. Выдержал пытки фашистов, которые требовали показать путь к месту дислокации партизанского отряда. Но Витя упорно твердил: «Наш партизанский отряд находится там, куда вам, гадам, дорога закрыта. Вы спрашиваете, сколько нас. Нас столько, что хватит прикончить каждого из вас!»

Казнен Виктор Ситница в деревне Людвинов. Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Но где покоится его тело, похоронен ли был вообще — загадка, которую в одиночку куритичские школьники вряд ли разгадают. Но пытаются: для них Великая Отечественная война еще не закончена.

...24 марта прошлого года решением Петриковского райсовета депутатов новая улица в Куритичах, где выросли дома сельчан, стала называться именем Виктора Ситницы. 

uskova@sb.by

Фото автора и из архива Куритичской средней школы
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter