Стабильные специальности – основа развития реального сектора экономики Республики Беларусь

Системная подготовка инновационно ориентированных специалистов для реального сектора экономики является важной составляющей стратегии социально-экономического развития страны. Кадры – это основа, фундамент для решения самых сложных, актуальных экономических задач.

Системная подготовка инновационно ориентированных специалистов для реального сектора экономики является важной составляющей стратегии социально-экономического развития страны. Кадры – это основа, фундамент для решения самых сложных, актуальных экономических задач. Об этом говорилось в Послании Президента Беларуси Александра Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию.

 

Первый проректор, заслуженный деятель науки и техники Республики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Федор Иванович Пантелеенко Ответственный секретарь приемной комиссии, декан строительного факультета, кандидат технических наук, доцент Николай Михайлович Голубев

 

Среди других вузов страны наиболее качественно решаются вопросы подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для народного хозяйства республики в одном из старейших вузов – Белорусском национальном техническом университете. Какие насущные задачи будет решать БНТУ в ближайшем будущем? В чем специфика работы приемной комиссии 2013 года? На эти и другие вопросы отвечают первый проректор, заслуженный деятель науки и техники Респуб-лики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Федор Иванович Пантелеенко и ответственный секретарь приемной комиссии, декан строительного факультета, кандидат технических наук, доцент Николай Михайлович Голубев.

 

– Белорусский национальный технический университет получил мировое признание. Прокомментируйте, пожалуйста.

Ф. Пантелеенко: Да, это действительно так. Небольшое политехническое училище, в котором в 1920 году занималось несколько сотен учащихся, превратилось в крупнейший технический вуз страны. БНТУ стал базовой организацией государств – участников Содружества Независимых Государств.

Сегодня университет – это современный образовательный и научно-инновационный комплекс, не имеющий аналогов среди других вузов: лицей; 16 факультетов; филиал БНТУ (г. Солигорск); инженерно-технический факультет БНТУ – ТТУ (Таджикский технический университет имени академика М. С. Осими); Международный институт дистанционного образования; 72 филиала кафедр на производстве; научно-исследовательская часть; 7 институтов и центров переподготовки кадров и повышения квалификации; экспериментальный завод «Политехник»; 8 двусторонних центров международного научно-технического сотрудничества; технопарк «Политехник»; санаторий-профилакторий «Политехник» и, конечно, почти пятидесятитысячный коллектив Политеха.

Полагаю, что такая постоянно развивающаяся инфраструктура университета позволяет решать главные задачи: многоуровневое образование, фундаментальные и прикладные исследования, трансфер технологий, активное участие в программах и проектах экономического, социального, культурного и инновационно-технологического развития всех регионов страны. В перспективе у нас достигнута договоренность о сотрудничестве с руководителями ряда колледжей технического профиля. Такая интеграция, на наш взгляд, даст новый импульс в качественной подготовке специалистов.


– На встрече с представительной делегацией Нижегородской области России ректор, академик НАН Беларуси Борис Хрусталев обратил внимание гостей на то, что современный университет должен сталь локомотивом модернизации реального сектора экономики страны. В чем здесь фишка?

Ф. Пантелеенко: Это не формальная декларация, а объективная оценка сегодняшнего состояния мировой экономики, экономики страны, тенденций развития техники и технологии и осознанный выбор инструментов оптимизации расходов на систему образования при безусловном обеспечении его высокого качества. И роль университета здесь огромная. Вот только некоторые факты. Наш университет обеспечивает квалифицированными инженерными кад-рами практически все отрасли стра-ны: энергетика и металлургия – 90 %; архитектура – 80 %; автомобиле- и тракторостроение – 70 %; строительство – 65 %; транспортное машиностроение – 60 %; горное дело – 100 %. Ежегодно мы открываем пять-семь новых специальностей по инновационным направлениям.

Н. Голубев: Все это делает привлекательным Политех для молодежи не только нашей страны, но и ближнего, и дальнего зарубежья. В мировом образовательном пространстве «выпускник БПИ – БГПА – БНТУ» – ­это бренд страны, университета, гордость многотысячного коллектива. В БНТУ созданы условия, в которых студент способен развивать свой академический, интеллектуальный, профессиональный, физический и духовный потенциал. Только наш университет предоставляет уникальную возможность овладеть практически любой технической специальностью, которая всегда будет востребована. В настоящее время университет ведет подготовку кадров по 89-ти специальностям, на выпускника каждой из них поступает не менее двух заявок при распределении.

В этом году мы открыли восемь новых специальностей: «техническое обеспечение спортивных технологий», «проектирование и производство спортивной техники», «технический труд и предпринимательство», «релейная защита и автоматика», «дизайн гусеничных и колесных машин», «дизайн производственного оборудования», «управление дизайн-проектами на промышленном предприятии», «управление инновационными проектами промышленных предприятий».

Уже по этим фактам можно утверждать, что развитие БНТУ в динамике отражает диалектику развития экономики Республики Беларусь.

 

– У нас в стране большое внимание уделяется, скажем так, и модернизации вузов. Речь идет о сокращении сроков обучения студентов. У всех на слуху формула «4+2». Какова ваша точка зрения?

Ф. Пантелеенко: Вуз – это динамично развивающаяся система, которая требует постоянного совершенства. Это сложный диалектический процесс, и порой он бывает очень болезненным. Во всем, как этого требует президент страны, нужен государственный подход. Мы уже сталкивались с аналогичными проблемами. Поясню. В первые годы, когда наша страна стала на путь суверенного развития, было всем нелегко. Состояние экономики сказалось негативно и на деятельности вузов. Наш университет провел большую организаторскую и воспитательную работу не только по сохранению специальностей, но и по открытию новых. Мы не позволили обескровить отечественную промышленность. Скажу прямо, и, может, к нашему совету прислушаются заинтересованные министерства, руководители вузов: если бы во время перестроечных и кризисных потрясений БНТУ не смог сберечь основные инженерные специальности (не сокращая сроки обучения), научные и преподавательские кадры, то наша страна сегодня вряд ли могла бы конкурировать на мировых рынках со своими БелАЗами, МАЗами, тракторами «Беларусь» и другими видами промышленной продукции. Или вот другой пример из нашей братской России. Старейший вуз МГУ им. Ломоносова открыл новую главу в своей истории, которая выводит его на недостижимые ранее рубежи в образовании. Студенты, принятые в вуз в 2011 году, уже обучаются шесть лет. Это будет выпускник нового типа, который будет заточен не только под свою специальность, но и обладать широким кругозором, знать языки. Ценность такого специалиста только возрастет. Что касается сроков подготовки технарей, поделился своими мыслями министр образования Нижегородской области (Россия) Сергей Васильевич Наумов, то они остаются прежними – пять лет. Напомню, что Нижегородская область является главной в Российской Федерации в сфере ядерной энергетики. Думается, что это взвешенный государственный подход министра.

Н. Голубев: В стране, как и во многих государствах мира, складывается непростая демографическая ситуация. В этом году ожидается существенное сокращение выпускников школ. Вузы борются за каждого человека. Все это можно объяснить в рамках рационального, разумного. Но когда сокращение сроков обучения представляется как своеобразный пиар для того, чтобы максимально привлечь абитуриентов, это уже за пределами разумного. В перспективе такие специалисты вряд ли смогут модернизировать экономику. История нас учит мудрости, одна из которых гласит: «чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка» – будущего специалиста.

 

– До столетия БНТУ осталось не более семи лет. Как видится дальнейшая перспектива развития Политеха?

Ф. Пантелеенко: Надо отдать должное руководителям всех структурных подразделений, профессорско-преподава-тельскому составу, усилиями которых создается современная учебно-материальная база, разрабатываются учебно-методические комплексы по инновационным специальностям. Особое внимание уделяется социальной сфере как работников, так и студентов. Речь идет о реконструкции учебных корпусов, строительстве общежитий, оказании различных услуг, чтобы и преподаватель, и студент могли реализовать себя в работе, учебе и спорте. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что будем достойно представлять высшую школу Беларуси в мировом образовательном пространстве.

Н. Голубев: 25 мая Белорусский национальный технический университет будет проводить день открытых дверей. По поручению председателя приемной комиссии, ректора, академика НАН Беларуси Бориса Михайловича Хрусталева обращаюсь к родным и близким абитуриентов. Большинство из вас оканчивали БПИ-БГПА-БНТУ, и мы глубоко убеждены, что ваш жизненный опыт, ваша профессиональная эрудиция помогут детям, внукам – будущим студентам – сделать правильный выбор.

Белорусский национальный университет ждет вас!

 

Беседовал Анатолий КОНОНОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter