Спуститься с небес!

Китайцы хотят познать Беларусь, но не могут. Почему?
Китайцы хотят познать Беларусь, но не могут. Почему?

...Перед выездом за границу с ними проводят инструктаж: просят не плевать и не сморкаться на улицах, не разговаривать громко в музеях и вообще вести себя поприличнее. Но, несмотря на такие нюансы, представители туристических компаний со всего мира и национальных агентств по туризму тратят немалые деньги на проведение рекламных кампаний и всячески стараются привлечь в свою страну китайских туристов. Ведь речь идет именно о них — группах из Поднебесной, которые сегодня можно встретить практически в любом уголке земного шара. Кроме Беларуси. Хотелось бы надеяться — пока.

Лишь 9 лет назад китайцы получили право свободно путешествовать за рубеж. Сегодня в различные страны ежегодно отправляется около 30 млн. граждан КНР, которые тратят на такие поездки более 15 млрд. долларов. Выгодные клиенты. А потому ажиотаж вокруг приема китайских групп неудивителен: многие государства хотят, чтобы китайские деньги работали на их национальную экономику. И мы хотим, но пока не получается.

В прошлом году по туристическим визам в нашу страну въехали 323 китайца, но только 56 из них получили визы в нашем посольстве в Пекине (в 2003 году это соотношение составило 364 : 23). Получить туристическую визу — задача не из легких: нужно предоставить оригинал туристического ваучера, копии не принимаются. Такая строгость объясняется боязнью нелегальной миграции. Несмотря на то что большинство задержанных нелегалов стремятся не в Беларусь, а дальше — на Запад, зачастую они становятся именно нашей головной болью. На содержание (как правило, длительное) задержанных расходуются немалые деньги. Поэтому в посольстве предпочитают не вспоминать о наличии соглашения между Беларусью и КНР от 1993 года о безвизовых поездках туристических групп.

Нелегальная миграция, несомненно, большая проблема, с которой нужно бороться. И, например, для России вопрос нелегальных мигрантов из огромного и очень близкого Китая — головная боль несравненно более серьезная, чем для белорусских пограничников. Тем не менее с 1 августа вступает в силу российско–китайское соглашение о безвизовом въезде туристических групп. Россия уполномочила 672 (!) туристические компании из КНР направлять подобные группы. Китайцы обещают, что в следующем году в Россию приедет 1 млн. туристов. Кстати, у нас мало кому из чиновников известно, но Китай уже тоже борется с нелегальной эмиграцией. Каждое туристическое агентство несет серьезную ответственность за каждого своего туриста и гарантирует его возвращение на родину.

Ирина Ярцева, директор Ассоциации безвизового туризма «Мир без границ», не могла скрыть своего энтузиазма, когда рассказывала об итогах международной туристической выставки: «Мы очень довольны. Интерес к поездкам в Россию огромнейший. И если раньше туристические группы из Китая путешествовали в основном по Дальнему Востоку, то теперь для них открыты Москва, Петербург, Сочи, озеро Байкал — практически вся необъятная Россия. Чтобы не было эксцессов в плане нелегальной миграции, мы очень серьезно подошли к решению связанных с этим проблем: во–первых, только самые надежные фирмы с хорошей репутацией стали членами нашей ассоциации и получили право принимать китайских туристов. Мы договорились о создании специальной «горячей линии» на китайском языке — на случай непредвиденных обстоятельств. Мы входим в число приоритетных стран для китайских туристов — на это, кстати, ушло несколько лет. Сейчас мы ожидаем настоящий китайский бум. Причем ожидаем с радостью».

Мы тоже могли бы выиграть от такого энтузиазма наших соседей, если бы вовремя проявили интерес и инициативу. Ведь, согласитесь, наивно надеяться, что китайские туристы будут лететь 8 часов до Москвы, а потом проводить ночь в поезде только для того, чтобы увидеть Мирский замок или погладить зубра в Беловежской пуще. Начнем с того, что китаец не знает ни о замке, ни о зубре — откуда ему об этом знать? Самый частый вопрос, который задавали на выставке главному редактору издательства «Рифтур» Наталье Плыткевич: «Где находится Беларусь?» Благо у нее была карта Европы — выходило очень наглядно: вот Россия, вот Польша, вот Украина, а это — мы, в самом центре.

Европа — это наш главный козырь и привлекательная черта для китайцев. Они стремятся увидеть Европу, познать другую, совершенно для них экзотическую культуру. Но, возвращаясь к сказанному, в одну только Беларусь они не поедут: неоправданно.

В этом смысле интересен опыт Словакии, «большой маленькой страны в Европе», как она сама себя позиционирует. Став членом ЕС, Словакия сразу же оказалась в списке приоритетных для китайского туриста направлений. Пекинская выставка для туристического агентства Словакии — пробная: небольшой стенд, но много литературы — присматриваются. Александра Очкаёва, директор по маркетингу и международным делам туристического агентства, говорит: «Мы понимаем, что только в Словакию китайцы не поедут, а потому объединили усилия с соседями и предлагаем маршруты по Центральной Европе — Чехии, Словакии и Венгрии. Но нам хочется, чтобы китайские туристы подольше задержались в нашей стране. А потому мы разработали специальные дополнительные маршруты — народные ремесла или словацкая кухня, например».

Так что в объединении — наша сила. Объединись мы с Россией и Украиной, например, разработай маршруты типа «Большое славянское путешествие» — и, уверена, китайцы к нам с радостью приедут. Они еще не очень избалованы, им все интересно, они любопытные и благодарные туристы. А в Беларуси, в отличие от раскрученных европейских направлений, все еще нет сувениров «made in China», так что китайцы с радостью буду «купляць беларускае».

Это реально. Те несколько часов, что я провела на стенде «Рифтура» вместе с Натальей Плыткевич, постоянно ловила себя на мысли: люди хотят к нам приехать! Подходил, например, туроператор из Малайзии, который занимается организацией круизов, в том числе речных, — можно ли организовать водное путешествие из России через Беларусь? А не дадите ли список туристических компаний Беларуси, которые могли бы выступить в качестве партнеров? Подходили из китайских компаний — есть ли у вас описание маршрутов по Беларуси? Крупнейший китайский веб–сайт готов размещать у себя информацию о Беларуси — между прочим, бесплатно. Кто–то готов предоставить возможность нашим представителям выступить на конференциях по всему Китаю и рассказать о возможностях белорусского туризма. Представители Сингапура с замиранием сердца рассматривали буклеты с белорусской природой: «У нас маленький город, только небоскребы и магазины, мы так соскучились по живой природе».

Слушая этих людей у стенда белорусского издательства, я задавалась вопросом: а так ли нам это нужно? Ведь очевидно, что такой рынок, как китайский, даже хотя бы часть его, силами одного издательства, или туристической компании, или даже группы компаний не объять. Здесь нужен государственный интерес — национальный стенд, материалы (причем лучше на китайском языке) и, самое главное, желание привлечь китайского туриста. Но именно этого и нет.

Как свидетельствует статистика Всемирной туристической организации, средний китайский турист во время зарубежной поездки тратит около 175 долларов в день. И эти деньги могут влиться в белорусскую экономику, нужно только действительно этого захотеть.

Кстати, в ноябре в городе Куньмине пройдет самая крупная в Поднебесной туристическая выставка. «Маленькая большая» Словакия намерена там организовать стенд площадью 150 кв. м. Российский «Мир без границ» обещает устроить нечто грандиозное. Как бы нам не опоздать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter