«Дороги домой». Фильм ОНТ о спецоперации КГБ на Украине по спасению белорусских дальнобойщиков

Президент: «Если нам не вернут ребят, то мы проведем спецоперацию для их освобождения».

«Он отвел Игоря в сторону, автомат передернул, вставил ему в рот. Щелчок такой… Я думал, Игоря уже нет. Никому ничего не скажешь, потому что …» - вспоминал Иван Конончук, один из тех, кого спасли из плена укронационалистов сотрудники Комитета госбезопасности Беларуси. Офицеры КГБ блестяще, без единого выстрела, провели уникальную спецоперацию в Украине по освобождению белорусов, в основном дальнобойщиков, которых насильно удерживали после начала боевых действий.   

"Дороги домой". Фильм ОНТ о спецоперации КГБ на Украине по спасению белорусских дальнобойщиков

Тогда, попав в руки украинских националистов, люди не знали, выживут ли, вернутся ли к семьям. Однако Родина буквально вытащила их с того света. Подробности показал телеканал ОНТ в фильме «Дороги домой».


Видео ОНТ

– Я двигался первым, а три машины за мной ехали, – вспоминает водитель большегруза Валерий Радченко. – Блокпост, останавливаемся. Взрослый мужчина лет пятидесяти снимал все на телефон. Ну и подходит к кабине, а ребенок там 1617 лет шел за ним с автоматом. Автомат заряжен, направлен на меня. Говорит: «Слава Украине». Пришлось отвечать «Героям слава».

Когда боевики подошли ко второй машине, водитель той перепутал слова местами. Реакция была жесткой.

– Полиция стояла, военные, БТР, БМП, танки… Не давали нам проехать, – это уже рассказ другого дальнобойщика. – Когда на тебя наставляют автомат и спрашивают: «Что везешь?», ощущения не из хороших.


… Убийства, исчезновения людей, насилие, самосуды, грабежи, бандитские разборки, власти раздают оружие преступникам и анархистам… Такова нынешняя Украина. Там сегодня небезопасно никому, там законы не работают. Находиться там смертельно опасно.   

Самые ушлые сообразили мгновенно: на анархии можно поживиться. Лакомый кусок – деньги, машины, грузы белорусских дальнобойщиков. Люди рассказывают просто дикие вещи. Среди спасенных – Сергей Сотников:

– По моему понятию, в теробороне  самые отмороженные. Те, кому нужно оружие для власти.

Сергей был в заложниках два месяца. Ехал в обычный рейс, как вдруг – захват, жестокость. Человек уже прощался с жизнью. Вспоминает:

– Нам всем натянули шапки на глаза, руки смотали скотчем, глаза завязали поверх шапок и куда-то повели, грубо толкали.

Потом – допросы, угрозы про «расстрелять». Издевательства продолжались несколько суток. Связанным людям не давали спать, морили голодом. Мол, будете засыпать или шевелиться – начнем стрелять.


Сергей часто делает паузы в рассказе: «Человек с пистолетом, всех поставили к стенке… Грозились ноги прострелить. Могли ударить ногой, пытались ударить по коленям, даже женщинам».

Иван Левданский и Александр Буян попали в плен в Черновцах. Вооруженный конвой националистов прежде всего интересовали машины и груз. Есть видео, где они угрожают остановленным на дороге дальнобойщикам: «С..ки, х..ня, что вы белорусы. Ночью будем горло резать!»

Александр Буян:

– Всех собрали из машины, построили в колонну… под оружием. Их главный приказал снять оружие с предохранителей. Сказали, если наши машины не заведутся, не уедут своим ходом, то это будет расценено как диверсия.

Шаг влево, шаг вправо, малейшая попытка к бегству – бандиты будут расстреливать на месте. Об этом тоже рассказали заложники. Обезумевшие звери палили по всему, что движется. Геннадий Фролов попытался выбраться и едва остался жив. Даже сейчас, спустя время, он не может говорить о пережитом спокойно:

– Из леса начали мелькать как бы огоньки, это оказались «трассеры». Машина, которая шла впереди, резко начала разворачиваться, люди показывали: мол, разворачиваемся, назад. Из леса по нам начали стрелять. В машине в подкрылок и раму попало…


***

О том, что в Украине пропали и были в заложниках белорусские водители-дальнобойщики, стало известно на Родине. О ситуации доложили Главе государства. Приказ Президента: всех вернуть домой, к семьям.


Видео ОНТ

Тогда разговор Александра Лукашенко с журналистами был эмоционален: «Они же отлавливают русских и белорусов в Украине. Они их избивают, отбирают все что можно. У нас около двух тысяч человек приехали к соседям отдохнуть, а сегодня они оттуда не могут не то что выехать – их избивают! Он что, толкает меня на проведение спецоперации, чтобы я освобождал своих людей там? Слушайте, они не знают наши спецподразделения. Безумцы! Не трогайте людей!»

На базе внешней разведки был создан штаб, в состав которого вошли наиболее подготовленные сотрудники, имеющие опыт проведения операций за рубежом, и спецназ КГБ.


Оперативный штаб КГБ, из доклада обстановки: «В связи с массовой раздачей оружия и ослаблением правоохранительной системы фиксируется рост криминализации общества, числа вооруженных группировок, неподконтрольных украинским властям. На этом фоне действия украинских властей в отношение белорусских граждан, оказавшихся в Украине, стали приобретать открыто враждебный характер. При этом в наиболее сложной ситуации находятся водители большегрузов. Разведкой комитета вскрываются факты жесткого обращения с белорусами с применением физической силы, оказанием психологического давления с целью подавления личности. Фиксируются угрозы жизни и здоровью наших граждан. На какой-либо диалог по складывающейся ситуации и путях ее разрешения центральные органы власти Украины не идут. При этом нами не исключается, что одной из причин этого является утрата официальным Киевом контроля над регионами».

Места, где содержали пленных водителей: Малин, Ужгород, Черновцы, Шостка, Полтава, Харьков, Козелец, Чернигов, Киев, Одесса, Кропивницкий. Главным был вопрос: как вернуть людей домой?

Штаб разработал несколько сценариев возвращения. В том числе силовой. Не обо всех подробностях сейчас можно говорить, для этого еще не пришло время, но в этой ситуации были и другие специфические формы работы.


Сотрудник внешней разведки КГБ:

– На стадии принятия решения об операции по второму варианту была сформирована группа из наиболее профессиональных сотрудников в области агентурной работы, оперативной психологии, проведения технических и специальных мероприятий. В группу также вошли лица с хорошими коммуникативными способностями, знающие кухню грузоперевозок, людей в этой сфере, а также то, как функционируют волонтерские гуманитарные организации.

С теми, кто мог бы помочь с прохождением блокпостов, велась переписка якобы от имени волонтеров, которые хотят забрать белорусов: «Мы волонтеры, плюс в контакте с фирмами водителей и их родственниками. Вопросов по благодарности не будет. Как и куда скажете». Ответили, что «все норм», попросив заранее дать номер машины водителя и фото паспорта: «После этого я даю ответ  да или нет».

Заместитель начальника управления Комитета госбезопасности Константин Бычек: «Мы не могли выступать открыто от имени КГБ при проведении переговоров, подборе украинцев для оказания содействия при передаче денег, так как это могло отпугнуть наших зарубежных помощников. Самое главное – тем самым мы могли навредить находящимся в заложниках нашим гражданам. Огласка факта участия спецслужб в проведении операции могла спровоцировать оппонентов на непредсказуемые действия. Начиная от выдвижения невыполнимых политических условий, ультиматумов и заканчивая ухудшением условий содержания заложников, продолжением издевательств, вплоть до физической расправы».   


Для обеспечения безопасности проведения операции и ее участников была достаточно оперативно создана гуманитарная структура (назовем ее волонтерская организация), от имени которой дистанционно подбирались украинцы, готовые участвовать в вывозе белорусских граждан. В том числе небесплатно. На тот момент в Украине уже были подобные волонтерские организации, поэтому еще одна не вызвала подозрений. После операции она свое существование прекратила.


***

Параллельно стали известны нечеловеческие условия, в которых находились водители. Связи тоже не было, телефоны отобрали. Семьи не знали, где отцы, сыновья, братья. Валерий Радченко вместе с 12 другими дальнобойщиками находился в городе Малине. На свой страх и риск они успели спрятать телефон. Если бы его нашли, страшно представить последствия.

В таких случаях, говорят в КГБ, прорабатывались варианты скрытой передачи телефона через местных жителей. Используя телефонную связь, сотрудники получали информацию о состоянии людей и отслеживали их перемещение, анализировали обстановку.

Для оценки того, что происходит с заложниками, какова их охрана, а также для принятия мер немедленного реагирования в случае обострения ситуации было организовано наблюдение за наиболее опасными местами незаконного удержания водителей в населенных пунктах Черновцы, Ужгород, Малин.

… Валерий попытался воспользоваться спрятанным телефоном, позвонил сестре, но та его сразу не узнала.

– Валера, это точно ты? Что-то голос не похож, – в телефонной трубке плакала женщина.

Не похож. За те дни ее брат похудел на 10 килограммов и звонил, уже будучи истощенным и изможденным. К тому же говорить нужно было максимально тихо.

– Да я тебе клянусь, Наташа. Ну… Нас 13 человек, телефоны наши забрали, машины тоже забрали. Мама приехала из санатория?

– Да, Валера… Она дома…

– Всем привет. Я вас всех люблю…

– Мой родной, держись…


13 человек в Малина пережили два самых страшных месяца в своей жизни. Издевательства со стороны теробороны, полиции, оскорбления, угрозы. Они не знали, останутся ли в живых.


– Был неадекватный пьяный полицейский продолжает водитель. – Он кричал, что будет всех резать. Вот он отводил ребят, под автоматы ставил, на колени ставил, ну и кричал: «Мои глаза – это последнее, что вы увидите в жизни!»

Там начался ад, говорит водитель большегруза Иван Конончук:

– Они или пьяные были, или уколотые. Всех подряд били. Не смотрели на возраст… Он отвел Игоря в сторону, автомат передернул, поставил ему в рот. Щелчок такой… Я думал, Игоря уже нет. Никому ничего не скажешь, потому что… Потом ведет его, бьет, ставит в строй.

Людей грабили, ломали, пытались заставить работать на себя. Мол, не пойдете, прострелим колени. Человек в ответ показал на свою грудь, сказал: «Стреляйте сюда».

***


Видео ОНТ

Ожидание. Неизвестность. Что будет дальше? Было страшно. Еще и потому, что водители понимали: в Украине есть те, кто накачан опасной ложной информацией, заряжен ненавистью. Ее теперь и выплескивали на заложников из Беларуси.



– Они нас пытались убедить, что они хорошие. Мол, мы живы, а могли бы лежать возле автобуса, – слушаю рассказ другого белоруса. – У них просто один процент населения захватил остальных… К нам на стоянке женщина подошла, предупредила, что против нас что-то плохое затевается. Когда уже нас арестовали, другая женщина подходила, предлагала привезти еды. Если убрать этих отморозков, в Украине будет нормальное население.

Именно поэтому при реализации агентурно-оперативного сценария сделали ставку на тех самых, нормальных, не одурманенных нацизмом людей. С ними и начали вести переговоры. 

Решающим фактором стали деньги, чтобы заинтересовать максимально. От нескольких сотен долларов до тысяч. Был задействован широкий арсенал приемов и способов вовлечения той стороны в работу по освобождению белорусов. В одном случае деньги были переданы человеку, представившемуся сотрудником СБУ. Сумму просил передать частями (наличными): половину сразу, половину после пересечения нашими водителями границы. Этот этап был проведен успешно.

Работа по освобождению продолжалась.

… Черновцы. Людей ломают, угрожают, пытают. Жизнь в кабине под автоматами, потом – на полу в полуподвальном помещении. Не выдерживают нервы. Один из водителей пытался покончить с собой, спасли товарищи, успели. Похожая ситуация была в Ужгороде.

В какой-то момент националисты использовали белорусских водителей как средство пропаганды. Виталия Яхимовича избивали, а когда находился между жизнью и смертью, требовали говорить нужные слова, их записывали на камеру. Это было в подвале. «Заставляли говорить и про Путина, и про Лукашенко…»

Важной ниточкой для спасения стали спрятанные телефоны. С водителями выходили на связь, уточняли информацию, прокладывали маршруты эвакуации, устанавливали контакты с перевозчиками. Во всех точках.

Люди понимали, что их пытаются вытащить из ада, спасти любой ценой. Но как сделать, чтобы никто не пострадал и остался жив?

«Сложности возникали с проездом наших ребят через блокпосты, – говорит в фильме сотрудник внешней разведки КГБ, –для этого требовалось пройти предварительную проверку в СБУ. Она могла длиться неделями и не всегда закончиться успешно». Плюс жесткие досмотры, в том числе с применением силы. Если человека в базе СБУ нет – возвращался в лучшем случае. «Для ускоренного и формального внесения белорусов в базу данных СБУ нами был задействован сотрудник этой структуры. В благодарность комитет оказал содействие в вывозе его близких родственников через созданные нами каналы».


К сожалению, были трагедии: двое дальнобойщиков погибли у города Коростень. Украинские власти заявили, что водители попали под обстрел, получили несовместимые с жизнью ожоги. Но экспертиза, которую провели по возвращении тел на родину, опровергает это. Помимо воздействия пламени, на одном из фрагментов бедренной кости обнаружен отпил кости, и это было сделано уже после смерти… Зачем на Украине издевались над трупом? Хотели скрыть ранение или что-то еще? Пытки? Ответов на эти и другие вопросы пока нет. Всему свое время.


Видео ОНТ

… Эвакуация заложников проходила в очень опасных условиях. Дальнобойщики на чужой территории, где фактически не работают никакие законы, царит беспредел. Для освобождения был использован целый комплекс приемов.

Родственники надеялись. В какой-то момент им сказали приехать на погранпереход «Варшавский мост», туда через сотни километров опасности под постоянной угрозой смерти привезут наших людей. Да, без машин, денег и документов. Некоторые из них буквально заглянули в глаза смерти, но выстояли.


Они живы, это самое главное. Спецоперация, проведенная по поручению Президента, успешно проведена. Он поручил не жалеть никаких сил и средств, задействовать все ресурсы для спасения заложников.

Спасибо за службу, парни! Вы вернули людей домой.

По материалам телеканала ОНТ

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter