Спешите слышать!

В Гродно начался первый международный фестиваль «Симфония звуков органа Фарного костела»
В Гродно начался первый международный фестиваль «Симфония звуков органа Фарного костела»

Во время Второй мировой в Фару Витовта, гродненский храм, где изначально был установлен «главный герой» и символ нынешнего фестиваля — орган, попала авиационная бомба, проделав в крыше огромную дыру. Горожанам пришлось перенести более двух с половиной тысяч труб и трубочек органа в соседний, Фарный костел. После войны атеистически настроенные власти решили разрушить «лишнюю» церковь: Фару Витовта взорвали. А вот орган, вовремя перенесенный в другое здание, уцелел, хотя и не полностью: из 34 регистров остались только 32, остальные не вместились в новое помещение. Впрочем, и нынешние возможности инструмента впечатляют. Бруно Термен, органист гродненского Фарного костела, показывает мне деревянную трубу шириной более чем 20 сантиметров и высотой с трехэтажный дом. Звук, который она издает, — где–то на границе человеческого слуха, он почти не слышен, но его можно... почувствовать: я испытала необычное ощущение обволакивания, оплетения невидимыми нитями, которые обрываются, стоит только отпустить клавишу...

Первый международный фестиваль органной музыки «Симфония звуков органа Фарного костела» проходит в действующем храме, поэтому концерты начинаются около 21.00. Это поздновато для города с провинциальным укладом жизни, но пока все выступления мастеров органной музыки проходят с неизменным аншлагом. Бруно Термен уверен, что его орган — больше, чем просто музыкальный инструмент, и люди это чувствуют: «На протяжении многих лет я не пропускаю ни одного концерта классической музыки в Гродно, поэтому точно знаю: так много слушателей в костеле еще не собиралось. Мест не хватает, но люди готовы полтора часа стоять на ногах, чтобы прослушать выступления от начала до конца».

Наверное, никто так хорошо не знает орган в Фарном костеле, как Бруно. Он считает, что международный фестиваль станет для инструмента серьезным испытанием. Дело в том, что за 70 лет своего существования инструмент ни разу серьезно не ремонтировался, поэтому во время концертов случаются конфузы: то клавиша «залипнет» и звук, который она издает, все никак не умолкает, а то с неприятным скрежетом задребезжат соприкасающиеся трубы. Участники фестиваля — мастера из России, Литвы, Польши — обращают внимание на такие особенности органа и дают советы по его наладке. Хотя, к примеру, исполнительница из России, солистка Московской филармонии Людмила Голуб считает, что основная ценность гродненского органа — в его нестандартном звучании: «Играя на нем, я чувствую руку польского мастера, который его изготовил. И пусть некоторые звуки выходят с дефектом, а некоторые невозможно извлечь вообще, все равно играть на нем намного приятнее, чем на органе, лет 10 назад сошедшем с заводского конвейера».

Кстати, фестиваль продлится почти месяц — до 17 мая. Спешите слышать!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter