О фильме "Марсианин" Ридли Скотта

Спасти рядового Уотни

Образцов беспримерного человеколюбия в американском кино хоть отбавляй. Излюбленная «фишка» самых разных режиссеров — показать, как степень братства и взаимопомощи достигает апогея в экстремальных ситуациях. Где только не приходилось ценой невероятных усилий, а то и жизни спасать своих: в воздухе, в горах, на воде, на земле. Чего стоит приковавший в свое время внимание миллионов землян фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Несмотря на самые разные споры вокруг фильма, однозначным было удивление: столько жертв и лишений ради одного человека — рядового американской армии. Именно это оказалось самым главным смыслом. Кстати в той картине взошла звезда Мэтта Дэймона, сыгравшего того самого рядового.


Теперь пришло время повторить сюжет со спасением рядового только в космосе. «Марсианин» (реж. Ридли Скотт), где главную роль сыграл все тот же Мэтт Дэймон, представляет образец выживания героя–одиночки в условиях абсолютного космического безлюдья с помощью знаний по ботанике и скотча. Мастерство Уотни–ботаника пригодилось для того, чтобы в отсутствие плодородной земли и удобрений все–таки ухитриться вырастить в хай–тек–условиях картофель и питаться им длительное время, а скотч понадобился всего–навсего для того, чтобы залепить разгерметизированный шлем. Трудно представить, как смотрят эту космическую робинзонаду реальные космонавты, но, по правде говоря, фильм тонко балансирует между фантастикой и научными домыслами. Он почти убедителен в том, как весь цвет НАСА в едином порыве ломает голову над вычислением космических траекторий, решением сложных инженерных задач по стыковке кораблей и проч. И почти умиляет, когда астронавту приходится лететь через черные пустоты открытого космоса в кабине, прикрытой брезентом.


Удивляет не только это. Героически сражающегося за выживание Марка Уотни пытаются спасти не только покинувшие его соратники по космической одиссее, где есть и американцы, и шведы, и немцы. Его пытается спасти вся Америка, а похоже, и весь мир. Китайцы, которые уж точно к Марсу никакого отношения не имеют, и то оказались как нельзя кстати, предоставив свою технику. Китай замер в ожидании положительного исхода всех технических перипетий в космосе, чтобы убедиться, что все закончилось хорошо. Вот только русские, у которых с американцами столько было совместных полетов, проектов, рядом не стояли, как будто они вообще к космосу никакого отношения не имеют и иметь не могут.


Вообще–то фильм, несмотря на свой в меру захватывающий сюжет, все–таки затянут. Почти 2 с половиной часа для рассказа на тему «Есть ли жизнь на Марсе?» — чересчур даже для Ридли Скотта и Мэтта Дэймона. К тому же главное — собственно спасение — занимает всего несколько эпизодов. А все предыдущее время — бесконечные сомнения, разговоры и борьба хорошего с лучшим. Правда, есть еще один ключевой эпизод — последний. Там, где вернувшийся на землю герой Дэймона подробно объясняет своим молодым коллегам, как надо выживать на Марсе (или другой планете), не поддаваясь панике и отчаянию. После таких эффективных уроков, быть может, точно «на Марсе будут яблони цвести». Об этом мечтали еще советские люди. И все–таки жаль, что в этой долгой картине не нашлось места хоть краткому упоминанию о своих коллегах из другой космической державы.

lpsm3163@mail.ru

Фото kinopoisk.ru

Советская Белоруссия № 209 (24839). Четверг, 29 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter