Спасите наши уши

Беззвучный. Вечно тихий. Немой. Ни шороха, ни крика, ни мажорной ноты... Некоторые люди погружены в вакуум звукоизоляции с рождения...

Беззвучный. Вечно тихий. Немой. Ни шороха, ни крика, ни мажорной ноты... Некоторые люди погружены в вакуум звукоизоляции с рождения. Иные теряют слух после травм или тяжелых заболеваний. Еще лет десять–пятнадцать назад для глухих вся палитра аудиовосприятия сводилась к одному оттенку темно–серого. Сейчас их мир стал цветным, ведь появилась реальная возможность слышать, а для глухонемых — говорить! И все благодаря операции кохлеарной имплантации, которую проводят хирурги Республиканского научно–практического центра оториноларингологии. О плюсах методики «СБ» рассказала директор центра Людмила Макарина-Кибак.


Умный имплант


Слуховой аппарат помогает, увы, не всем тотально глухим. Есть более совершенное устройство — кохлеарный имплант. Маленький, легкий, «умный». С его помощью открывается новый мир для ребенка и взрослого с диагнозом двусторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени. Во время операции хирург располагает в улитке уха электронное устройство, которое берет на себя функции ее поврежденных волосковых клеток. Таким образом звук доставляется в виде электрических импульсов к волокнам слухового нерва, а далее попадает в мозг.


Наружная часть импланта — это речевой процессор с микрофоном, внешне похожий на слуховой аппарат, который крепится за ухом. По сути, это мини–компьютер, который получает информацию о звуках, анализирует их и кодирует. Через него она попадает на внутреннюю часть системы — сам имплант, расположенный в улитке. И процесс пошел...


Без очереди


Одна из сотрудниц центра недавно столкнулась с женщинами, которые ходили по подъезду, собирая деньги на кохлеарный имплант для глухого ребенка. Медики теряются в догадках: были ли это мошенницы, решившие заработать таким образом на жалости и сострадании других, или просто несведущие люди? Ведь сам имплант пациенты получают на безвозмездной основе, операция по установке также проводится бесплатно! Кроме того, и листа ожидания на такое вмешательство не существует. У нас разработан четкий алгоритм обследования, пройдя который дети с тяжелым диагнозом попадают в республиканскую базу данных и после необходимой диагностики отправляются на операцию. «В очереди» никто не стоит.


Пятое чувство


В мире на сто здоровых детей рождается один глухой. Как найти такого малыша? Уже четвертый год в нашей стране ведется аудиологический скрининг — так называется специальное обследование детей в возрасте до трех лет. Если малыш появился на свет в родильном доме областного уровня или в РНПЦ «Мать и дитя», куда попадают женщины с какой–либо патологией по состоянию здоровья или течению беременности, то уже на 3 — 5–е сутки их новорожденный малыш проходит отоакустическую эмиссию. Эта методика позволяет выявлять тяжелые нарушения слуха.


В родильных домах, где нет аппаратов для такой диагностики, на младенцев заполняют карты риска — мамы отвечают на определенный перечень вопросов, анализируя которые врач приходит к выводу, стоит ли спустя 2 недели направить ребенка на обязательное обследование. Если факторов риска нет, малыш попадает на консультацию к отоларингологу через полгода. Получается, все без исключения проходят скрининг. И если обнаружена нейросенсорная тугоухость IV степени, собирается комиссия из целого ряда специалистов, от оториноларинголога до психиатра, которая и определяет, в чем дело. Первый шаг в решении вопроса — аудиокоррекция с помощью слухового аппарата. Если через полгода заметны изменения — малыш начинает слышать с помощью этого устройства и разговаривать, — в операции нет нужды. Если же сдвигов не наблюдается — нужна серьезная подготовка, чтобы прежде выявить противопоказания к операции. Ведь вмешательство не будет иметь смысла, если, к примеру, обнаружена облитерация улитки — «сращение» ее ходов, когда «вживить» имплант попросту невозможно.


Не медлить


Диагностика дает зеленый свет? Операция — оптимальное решение? Тогда случается «обыкновенное чудо» — глухой от рождения ребенок получает стопроцентный слух. Но... это только начало пути. Главное теперь — научить его разговаривать, общаться. Если родители делают максимум для развитии речи малыша, он активно «включается», оживает, начинает говорить. Если же к сурдопедагогу малыша возят неохотно, сами занимаются с ленцой, непременно будут сложности. Важно постоянно читать ребенку стихи, разговаривать с ним, рассказывать что–то. Причем произносить звуки четко, медленно и внятно. Специалист занимается этим раз в неделю, но каждый день такая обязанность лежит на обоих родителях.


Глухонемых малышей оперируют уже в 10–месячном возрасте. Специалисты говорят: оптимально сделать это до трех лет, ведь до сего момента активно формируются слухоречевые связи. И реабилитация в таком случае длится не более трех лет. Получается, в 6 лет ребенок уже может идти в общеобразовательную школу. Научно доказано: если затянуть с кохлеарной имплантацией, каждый упущенный год удлиняет срок восстановления еще на три. Выходит, если прооперировать 4–летнего малыша, то его слух и речь будут полноценными только к 9 годам. Если же родители пришли к врачу с 15–летним подростком, то, увы, слишком поздно. Слухоречевые связи уже не восстановить.


Намного проще обстоят дела со взрослыми людьми, потерявшими возможность аудиовосприятия в результате травмы, осложнений менингита и др. Операция для них может быть эффективной спустя десять и более лет после факта потери слуха. Но с условием, что они не перестали говорить. Реабилитация в таком случае длится не дольше недели. А результаты настолько хороши, что после кохлеарной имплантации с этих пациентов снимают группу инвалидности. К слову, «потеряться» такие люди не могут — после постановки диагноза отоларинголог вносит их в общую республиканскую базу данных. И если в течение полугода консервативное лечение не дает результатов, пациента приглашают на операцию.


Справка «СБ»


Ныне в республиканском реестре детей с нарушениями слуха находятся 3.447 пациентов. Среди них 1.447 детей с тяжелыми нарушениями слуха, 1.263 — со средними, 737 — с легкими. За десять с лишним лет в Республиканском научно-практическом центре оториноларингологии было проведено 242 кохлеарные имплантации. В результате 44 абсолютно глухих взрослых пациента и 198 детей обрели стопроцентный слух.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter