Спас — лета шась!

Календарь и традиции
9 августа в традиционном календаре — Пантелеймон Угодник, в народе также Целитель, Лекарь. Пантелеймон жил в IV веке, исцелял больных с помощью трав, кореньев, мха, коры растений, глины, камней... Неимущих лечил безвозмездно, помогал бездомным животным. По поверьям, травы, собранные в этот день, обладают особой целебной силой, их относили в церковь освящать и затем сберегали всю зиму. Огородники срезали первые пока небольшие кочаны капусты–скороспелки, нижние листья слегка отбивали и прикладывали к больным суставам, использовали как компресс.



12 августа — день Иоанна Воина. К нему у нас обращались с просьбой помочь найти украденное — вещи, домашних животных, а также покарать воров. В некоторых южных регионах уже могли заканчивать жатву, но работа на поле не прекращалась. Считалось удачным начинать сев озимых. Отмечалась в храмах память апостола Силы. Поэтому говорили: «Хто на Сiлу жыта пасее, у таго на хлеб будзе надзея», «На Сiлу жыта радзiцца сiльна».

14 августа — Первый Спас, у нас его называют Медовым и Маковеем, и начало православного Успенского поста. Если о предыдущем, Петровском посте, говорили «Пятроўка–галадоўка», то этот интерпретировали уже совсем по–другому — «Спасаўка–ласаўка». Всего отмечают три Спаса, и каждый связан с созреванием, готовностью к употреблению каких–либо даров природы. В Первый Спас в церковь несли мед — «на памiн бацькоў», медом непременно угощали детвору, которая выступала в роли зрителей при его первом сборе, родню, соседей — иначе к следующему году с пчелами будет беда и меда уже не дождаться. Готовили и медовуху, которой также угощали всех последующими вечерами. Несмотря на пост, стол накрывали богатый. Хозяйки выпекали тоненькие блинчики–налистники, которые обмакивали в мед, пушистые блины для «селядца», готовили различную жаренку–«пражанiну»...

А в храмах организовывали крестные ходы к рекам и другим источникам для водоосвящения. Ведь «спасаўская вада — дапаможнiца». Ею не только умывались, но обливали себя и друг друга — считалось, так изгоняется всякая нечисть и болезни. Но даже в праздник не забывали о работе, ведь «Спас — усiм рабочы час». Начиная с Первого Спаса, повсеместно собирались большие «кiрмашы», где шла бойкая торговля плодами нового урожая.

Спас — середина августа, своеобразный рубеж между летом и осенью. Как говорит поговорка: «Спас — лета шась!» Начинается отлет птиц в теплые края. По приметам, если аисты улетят до Спаса, то холода наступят рано, зима будет ранней, но и весна следующего года тоже одарит ранним теплом.

Советская Белоруссия № 149 (25031). Пятница, 5 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter