Результаты впечатляют: Союзное государство прирастает цифрами и проектами

Союз больших перспектив

Формат Союзного государства является драйвером не только для Беларуси и России, но и всего постсоветского пространства. В условиях новой экономической реальности объективно возникает необходимость усиления не только взаимной торговли в рамках союза, но и межстрановой кооперации с дружественными странами с учетом процессов импортозамещения, технологического суверенитета и углубления интеграции по целому ряду стратегических направлений.

2 апреля День единения народов Беларуси и России — не только знаковое событие, которое в последнее время приобрело особую актуальность, но и хороший повод оценить результативность Союзного государства, его способность не только выстоять, но и обеспечить свое поступательное развитие в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны ряда недружественных стран.


Каковы итоги и как будет дальше развиваться Союзное государство (СГ)?

Сегодня с полной определенностью можно констатировать: благодаря судьбоносному решению белорусского и российского лидеров о создании сообщества Беларуси и России 2 апреля 1996 года, которое потом было трансформировано в СГ, и наработанной почти за четверть века законодательной и, самое важное, практической базе нам удалось отстоять и экономический, и национальный суверенитет.

30 января 2024-го в Санкт-Петербурге в Константиновском дворце состоялось заседание Высшего государственного Совета Союзного государства (ВГС), главной темой которого стало подведение итогов по реализации «Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы» и обсуждение проектов новых интеграционных соглашений, которые должны определить основные векторы экономического сотрудничества двух государств на 2024—2026 годы.


Накануне ВГС Александр Лукашенко отметил, что «мероприятия союзных белорусско-российских программ по углублению экономической интеграции выполнены почти на 80 процентов». Практическую реализацию подавляющего количества программ, а самое главное — сложившийся за последние два года уровень сотрудничества между белорусским и российским правительствами однозначно можно отнести к знаковому событию. А достижение высоких показателей 2023-го — во многом результат реализованных мероприятий, в рамках которых был принят не только ряд принципиальных решений, но и достигнуты впечатляющие результаты.

Во-первых, в течение 2022—2023 годов сформированы два новых органа СГ — наднациональный налоговый комитет и межгосударственный центр по координации работы по управлению таможенными рисками. В финансовой сфере подписаны соглашения по гармонизации валютного законодательства и контроля; борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма; унификации бухгалтерского учета. 


Приняты четыре важных межправсоглашения: о единой промышленной политике, о признании технологических операций, развитии микроэлектронных технологий и станкоинструментальной промышленности. Выработаны общие нормы доступа к госзакупкам, единые правила конкуренции, обеспечено свободное перемещение товаров, работ и услуг. Сформированы единые условия работы в сфере перевозок и на рынке связи, завершена работа по интеграции национальных информационных систем прослеживаемости товаров, транспортного контроля, ветеринарного и фитосанитарного контроля. В итоге заложена основа для проведения единой макроэкономической, денежно-кредитной, промышленной и аграрной политики. 

Во-вторых, в прошедшем году рост ВВП белорусской и российской экономик значительно превысил средний по миру и составил +3,6 и +3,9 процента соответственно (мир — 2,7; ЕС — 0,5, США — 2,5).

В-третьих, обновлен исторический максимум торговли товарами и услугами между нашими странами — 54 млрд долларов. Белорусский экспорт в Россию в 2023-м вырос по сравнению с 2022 годом на 9,1 процента, составив рекордные 25 млрд долларов. Увеличение поставок в Россию позволило заместить потери выпадающего экспорта Беларуси в недружественные страны более чем на 80 процентов. И это не предел — перед белорусским Правительством на ­2024-й стоит задача обеспечить рост отечественного экспорта в РФ на 7 процентов к уровню прошлого года и сохранение доли наших товаров в российском импорте на уровне не ниже 9 процентов. 


В-четвертых, важный элемент двусторонних отношений — прямые инвестиции. За 2023-й иностранные инвесторы вложили в реальный сектор белорусской экономики около 7,7 млрд долларов. Россия заняла устойчивое первое место с долей 66,7 процента. В свою очередь, отечественные субъекты хозяйствования в прошлом году направили за границу в виде инвестиций 5,7 млрд долларов, 91,2 процента от этой суммы приходится на Россию.

В-пятых, интенсивно развивается межрегиональное сотрудничество: заключено 81 соглашение с 73 российскими регионами и около 450 договоров между белорусскими областями и городом Минском и российскими регионами и муниципальными образованиями. Эффективным инструментом реализации двусторонних отношений являются совместные советы делового сотрудничества, рабочие группы по сотрудничеству, созданные с 80 регионами России. Почти в 40 регионах России создано примерно 80 сборочных производств, выпускающих белорусскую технику. А в крупных городах России зарегистрированы 16 наших торговых домов, действует сеть фирменных национальных белорусских магазинов и дилерских центров.


В-шестых, на фоне ужесточения санкций работа по импортозамещению стала одним из важнейших приоритетов союзного строительства. На начало 2022-го доля иностранной добавленной стоимости (грубо говоря, доля импортных комплектующих) в экономике СГ оценивалась на уровне около 20 процентов, но в обрабатывающей промышленности достигала 40. В некоторых чувствительных отраслях доля импорта превышала половину: текстильная промышленность (74,8), фармацевтика (53), электрооборудование (57,6), авто (56,3), компьютеры (68,9), ПО (95). Это объективно создавало угрозу функционирования обеих экономик. 

В 2022—2023 годах на уровне Минпромторга России и Минпрома Беларуси согласована реализация 23 импортозамещающих проектов с общим объемом инвестиционных затрат 105 млрд российских рублей, из которых 74 млрд — это средства российского госкредита. В настоящее время по 13 проектам заключены кредитные договоры с банковскими структурами, также подписаны контракты, по которым станет поставляться оборудование. Первые пять проектов будут завершены в 2025-м. В профильное российское ведомство направлено на согласование еще девять проектов, сумма которых составляет почти 25 млрд российских рублей.


Белорусские предприятия и организации тоже рассматривают импортозамещение как одно из приоритетных направлений. В прошлом году объем выпуска импортозамещающей продукции составил около 29 млрд долларов. На 2024-й планируется выпуск такой продукции уже в объеме более 30 млрд долларов. 

В январе этого года на ВГС президенты России и Беларуси утвердили стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Ее основной целью является достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, ускоренная разработка импортонезависимых союзных проектов и программ.


В-седьмых, союзные целевые программы являются еще одним форматом сотрудничества в рамках СГ. По своему назначению программы СГ — это комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности государств-участников, решению крупных социально-экономических задач, которые охватывают гуманитарную сферу, промышленность, космос, медицину, здравоохранение, агропромышленный комплекс и другое. С января 2008-го, когда союзным Совмином был дан старт данному проекту, ­реализовано 82 ­программы общей суммой свыше 65 млрд российских рублей. 

На финансирование союзных программ ежегодно уходит почти половина бюджета СГ. Например, на текущий год в бюджете СГ запланированные доходы — 6,97 млрд российских рублей (78,4 млн долларов), расходы — 5,7 млрд российских рублей (64 млн долларов), в том числе на союзные программы предусматривается выделение 2,632 млрд российских рублей (29 млн долларов). 

В этой части следует отметить один принципиальный факт. В 2024-м, впрочем, как и в предыдущие годы, доходы союзного бюджета сформированы традиционно за счет отчислений из бюджетов двух стран: отчисления России составили 4005,27 млн российских рублей (65 процентов), а Беларуси — 2156,68 млн российских рублей (35 процентов). Как следствие, возникает вопрос о вовлеченности в оборот имущества СГ, которое было приобретено или создано в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий СГ. 

Задача — формирование правовой базы по единому учету собственности СГ — одна из важнейших, стоящих в текущей интеграционной повестке. Ожидается, что специалисты белорусского профильного ведомства в лице Госкомимущества и российского — в лице Росимущества — уже в этом году внесут специальный союзный правовой акт, регламентирующий вопросы союзной собственности. Это позволит не только нарастить доходную часть союзного бюджета, но и радикально повысить эффективность и практикоориентированность союзных программ.

В-восьмых, 19 февраля 2024-го Минпром Беларуси и Минпромторг России подписали План по сотрудничеству в рамках СГ на 2024—2026 годы. Профильные ведомства планируют закрепить возможность предоставления взаимного недискриминационного участия в национальных программах субсидирования, льготного лизинга, а также в закупках за счет собственных средств. После разработки соответствующей нормативной базы в каждом из государств произведенная на территории Республики Беларусь промпродукция будет считаться российской и наоборот. Для отечественных научных и промышленных предприятий открывается возможность доступа к равному участию в целом ряде российских импортозамещающих проектов, ориентированных на создание собственных линеек новых системообразующих продуктов с триллионными ресурсами. 

Только один из таких проектов. 28 февраля 2024-го Владимир Путин подписал указ об утверждении Концепции технологического развития Российской Федерации. В данном документе акцент сделан на создание в России собственных линеек новых системообразующих продуктов по 20 технологическим направлениям. Объемы финансирования механизмов концепции оцениваются в 3 трлн российских рублей (55 процентов бюджетных и 45 процентов частных средств). 

И в заключение. Современный формат СГ, принципы, положенные в основу двусторонних отношений обеих стран, не только являются базисом для поступательного развития стран-участниц, но и могут стать базовыми при формировании нового миропорядка, который будет учитывать интересы всех участников международных отношений, не утрачивая своей суверенности.

Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter