Соцпакет. По прочтении — съесть!

Об отношениях работодателей и соискателей

Отношения работодателей и соискателей по напряженности вполне сопоставимы с проблемами отцов и детей. Кто кого? «Да мы таких десяток найдем!» — заявляют хозяева свободной вакансии требовательному претенденту. «Ну и ищите простачков», — говорит тот и отправляется на очередное собеседование. А ходить по ним сейчас — развлечение не из приятных. Только и гляди, как бы не облапошили.


«А выполните–ка вы нам пробное задание», — предлагает потенциальный начальник. «Конечно–конечно!» — с энтузиазмом рвется доказать свою профпригодность соискатель. И, вдохновившись, создает за ночь новую концепцию развития проекта, переводит объемный труд, сочиняет статью. «Отлично, мы вам перезвоним! — обнадеживает работодатель, деловито пряча итог ночных бдений в ящик стола. — Следующий!» Стоит ли говорить, что долгожданный звонок до сих пор не раздался, а некто (не будем показывать пальцем) стал счастливым обладателем горы бесплатно выполненных заданий? Тот, кто имел опыт самостоятельного поиска работы, знает, что в объявлениях всегда есть пара–тройка компаний, бесконечно набирающих сотрудников. Думаю, все они действуют по примеру одного минского издательства, которое для каждого выпуска журнала собирает новую команду и отправляет восвояси «отработанную» старую, без денег, со словами «вы не подошли».


«А мне велели завтра же выходить на работу, — жалуется моя приятельница менеджер Жанна. — Сказали: горит проект». Проект действительно горел, Жанна успешно его завершила и... опять в поиске. «Такое ощущение, что им был нужен «спасатель» на пару месяцев, а дальше фирма просто не собиралась держать еще одного сотрудника. В итоге меня вежливо попросили...» Самое обидное, и заплатили мизер, ведь она была на испытательном сроке, а под его прикрытием фирмы годами могут получать практически бесплатную рабсилу.


Вот объявление: «Требуется продавец–консультант в салон на рынке «Ждановичи». Соцпакет». Звоню: «А что у вас входит в соцпакет?» «Ну у вас будет обед... Нет–нет, мы их для сотрудников не заказываем, мы вас отпустим на полчаса днем поесть. Оплата больничных, предоставление отпуска? Что вы!» И то наврали, уверена продавец со «Ждановичей» Елена, с которой я разговорилась, делая покупки. По ее словам, даже на обед хозяева отпускают продавцов крайне неохотно. И постепенно навешивают на них все новые обязанности за ту же зарплату. «Сначала я консультировала покупателей и работала с кассой, потом мне велели убирать павильон, потому что нанимать уборщицу — это дополнительные расходы, а теперь я еще и за грузчика — таскаю коробки с товаром». Три в одном...


Вообще, под соцпакетом, как правило, работодатели подразумевают то, что они и так ОБЯЗАНЫ по закону предоставить: оплату больничных, командировочных, декретных, предоставление отпуска. А в мировой практике настоящий социальный пакет предполагает дополнительные бонусы. Например, оплату проезда, мобильной связи, бензина, санаторной путевки, предоставление служебного автомобиля и т.д. Вызывает удивление и стремление получить отличного специалиста за три копейки. Иначе как расценивать вакансии на 500 — 600 тысяч рублей с требованиями к претендентам «английский в совершенстве, владение техническим переводом, знание делопроизводства, HTML»?


Конечно, многим компаниям сейчас приходится несладко. Но повод ли это наглеть? Понимая, что обиженный претендент на свободную вакансию вряд ли обратится за защитой в суд, работодатели ощущают себя абсолютно безнаказанными.


Может, пора вспомнить, что и у соискателей есть права? А если они прописаны невнятно, не повод ли это для размышлений законодателей?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter