Социализм, стройся!

С чего все? Что с чего берется? И откуда? С чего появляются мечтатели и отчего люди не летают так, как птицы?..

С чего все? Что с чего берется? И откуда? С чего появляются мечтатели и отчего люди не летают так, как птицы? С чего начинается Родина и где она заканчивается? От чего рождаются мысли и почему они умирают? С чего начинаются войны, а с чего революции? С чего начать? И с чего началось?..


«Вообрази себе какой–нибудь бесплодный и неурожайный год, в который голод унес много тысяч людей. Я решительно утверждаю, что если в конце этого бедствия порастрясти житницы богачей, то там можно было бы найти огромное количество хлеба; и если бы распределить этот запас между теми, кто погиб от недоедания и изнурения, то никто и не заметил бы подобной скупости климата и почвы. Так легко можно было бы добыть пропитание, но вот пресловутые блаженные деньги, прекрасное изобретение, открывающее доступ к пропитанию, одни только и загораживают дорогу к пропитанию. Не сомневаюсь, что богачи тоже чувствуют это; они отлично знают, что лучше быть в таком положении, чтобы ни в чем не нуждаться, чем иметь в изобилии много лишнего; лучше избавиться от многочисленных бедствий, чем быть осажденным большими богатствами. Мне и в голову не приходит сомневаться, что весь мир легко и давно уже принял бы законы утопийского государства как из соображений собственной выгоды, так и в силу авторитета Христа–спасителя, который по своей величайшей мудрости не мог не знать того, что лучше всего, а по своей доброте не мог не посоветовать того, что он знал за самое лучшее».


Сегодня и завтра, когда нам предстоит вспомнить сперва праздник, а потом и трагедию, связанные с борьбой за построение социализма и коммунизма во всем мире, нам, безусловно, не удастся пройти мимо Утопии. С греческого это слово переводится как «место, которого нет», но у Томаса Мора оно означало остров, на котором не было частной собственности и не было денег, там каждый занимался только делами общества, и все распределялось равномерно по принципу: каждый работает, сколько может, и получает, сколько ему надо. С труда святого Мора под названием «Утопия» многие исследователи начинают разговор об истоках социалистической мысли. Мы же начнем его с самого Мора.


Свою «Утопию» он начинает с рассказа о посольстве во Фландрию, и нам следует обязательно заметить, что с этой поездки начались его восхождение, триумф, а затем и трагедия. В недавно прошедшем по телеэкранам сериале «Тюдоры» история Томаса Мора была показана очень наглядно. Заслуживший расположение короля Генриха VIII усмирением Лондона, взбунтовавшегося против иностранцев, вскоре он стал членом Тайного совета, потом сэром, потом спикером палаты общин, а потом, когда кардинал Уолси не смог добиться развода монарха с Екатериной Арагонской, Томас Мор превратился с лорда–канцлера. Позже все та же история с разводом сыграет против него. Из–за разногласий с королем истинный католик Мор подаст в отставку, не появится на коронации Анны Болейн, откажется признавать Генриха VIII главой церкви и в июле 1535 года будет обезглавлен.


Сколько таких судеб хранит история социализма? Пыль со старых идей принесет нам еще немало удивительных воспоминаний, но пока мы заглянем в 1957 год, когда весь мир наблюдал за торжеством социалистических идей на прошедшем в Москве фестивале молодежи и студентов.


«Этот путь на Москву сейчас образно называют дорогой Всемирного фестиваля. Через пограничный Брест по белорусской железной дороге в столицу нашей Родины через какой–нибудь месяц проедут тысячи зарубежных гостей на всемирный праздник юности и дружбы. Еще в начале года молодежь Бреста озабоченно думала о предстоящей встрече. В обкоме комсомола разработали подробный и широкий план встречи. Областной комитет партии принял по этому вопросу специальное решение... Проездом через Белоруссию на фестиваль ожидается 9.084 иностранца... Для перевозки зарубежных делегаций подготавливается 19 эшелонов специального назначения. 10 из них формируются на Белорусской железной дороге, а остальные прибудут из Москвы, Калинина. Работники участка спальных вагонов Брестского отделения Белорусской железной дороги прилагают много усилий и стараний, чтобы создать гостям возможно больший уют и комфорт в пути по советской земле» («Путь на фестиваль», 13.06.1957).


«Подготовка к Всебелорусскому, Всесоюзному и VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов вызвала большой подъем творческой инициативы и активности молодых советских патриотов... Готовясь к своему празднику, комсомольцы и молодежь в неурочное время сделали своей любимой матери–Родине немало подарков. Минские тракторозаводцы из сэкономленного металла изготовили 10 тракторов «Беларусь», автозаводцы — 25–тонный самосвал, станкостроители заводов имени Кирова и имени Ворошилова — 14 новейших станков» («Добро пожаловать», 29.06.1957).


«Необычайная приподнятость царит в эти дни на улицах, площадях и в домах Москвы... Со зданий домов снимаются леса, и взору открываются обновленные, сверкающие всеми красками мягких тонов фасады. Через улицы и вдоль зданий протягиваются полотнища приветственных транспарантов, художественных панно, и куда ни кинешь взгляд — повсюду голуби, голуби, голуби... Это изображение, символ которого понятен миллионам простых людей земного шара, первенствует в оформлении советской столицы, гостеприимно встречающей дорогих посланцев молодежи мира. Самый большой из белых голубей, «населяющих» ныне столицу, высится на Ленинских горах — самом высоком месте Москвы. Белокрылая птица «взобралась» на 15–метровый постамент. Освещенная в ночное время мощными прожекторами, в обрамлении восьми больших факелов, которые в период праздника юности будут гореть непрерывно, она будет хорошо видна из многих точек города» («Столица Родины готова к встрече», 24.07.1957).


Когда в советскую Конституцию образца 1936 года заложили в виде основного принципа социализма фразу «от каждого по способностям, каждому — по труду», полагаю, не все знали, что эта мудрость принадлежит не Ленину и не Марксу, а французскому графу Анри Сен–Симону. Баламут был еще тот! Он воевал в североамериканских колониях с англичанами, попадал в плен, сидел в тюрьме во время террора после французской революции, составлял проекты соединения Мадрида с морем, набивался в женихи знаменитой мадам де Сталь, богател и бедствовал. Он убивал себя, но так и не убил...


Следующим по очереди, кто внедрял в сознание окружающих социалистические идеи, был еще один француз — Франсуа Фурье. Это он к концу жизни придумал фаланстер — самодостаточную коммуну из 1.600 — 1.800 человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды, но еще раньше «прославился» своими многочисленными прожектами, среди которых в первую очередь почему–то вспоминается «упрощенная система нотописания».


В Манчестере сегодня каждый знает футболиста Майкла Оуэна, а в начале XIX века в этом городе начал свои эксперименты его не менее известный однофамилец Роберт Оуэн. Он мечтал изменить природу людей, и с этой целью на собственные деньги создавал, например, биржу трудового обмена, куда всякий производитель мог доставлять товары, получая за них заменявшие деньги трудовые билеты. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10.000 фунтов стерлингов товара, однако когда купцы стали посылать на продажу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирать все наиболее ценное, биржа естественным образом закончила банкротством. А еще раньше Оуэн чуть было не стал российским подданным. На текстильную фабрику, где он пытался доказать, что «человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания», в числе прочих многочисленных гостей прибыл великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда все объясняли чрезмерным его размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию. Теоретик социалистической мысли отказался, а кто знает, к чему бы все привело, прими он приглашение...


«На площади Белорусского вокзала нам довелось услышать замечательную песню. Ее пели в автобусе делегаты Парагвая. И, как выяснилось, слова этой песни, зовущие к миру и дружбе, родились сами собой в пути на фестиваль. Здесь же делегат фестиваля композитор Северо Родас написал к ним музыку.


Мы стоим за мир и дружбу

И хотим, чтобы наши мечты

Завтра стали явью...


Мир и дружба! Есть ли более близкие и дорогие понятия для человека? Ради них собрались нынче в Москве эти представители молодежи 130 стран, люди с разным цветом кожи, говорящие на разных языках. И здесь, на фестивале, эти слова найдут свое воплощение в живых делах по укреплению дружеских связей молодежи всех стран» («Москва фестивальная», 28.07.1957).


Сколько таких слов было написано в советских, бесконечно социалистических газетах?! Завтра мы продолжим разговор о теории и практике построения коммунизма, мы заглянем в горячий август 1968–го, а заодно и узнаем, как повлияла на взгляды Карла Маркса беременность его жены.

 

(Продолжение)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter