С какой скоростью крот роет тоннель

Соседи non grata

Знаете ли вы, с какой скоростью передвигается под землей крот? Сколько метров (или километров?) тоннеля он прокапывает, скажем, за месяц? Скоро узнаете. Чтобы выяснить эти цифры, наш сегодняшний собеседник Николай Жуков поймал трех кротов, окольцевал и выпустил.


На днях он позвонил в редакцию, обратив внимание на то, что все и так видят: столица силами горожан и организаций активно прихорашивается. Навести подобающий лоск сильно мешают кроты. Николай Жуков предложил провезти нас по городским магистралям, чтобы это показать и объяснить, как зверька извести.

Если кто‑то из так называемых «зеленых» сейчас возмутится Жуковым как противником природы, то все ровно наоборот. После экологического факультета института механизации сельского хозяйства, ныне БГАТУ, он всю жизнь посвятил именно защите природы. В Минском лесопарковом хозяйстве работал старшим егерем и инспектором‑экологом. В Минском районе восемь заказников: есть что защищать. Жуков с коллегами охранял рыбные угодья, противостоял браконьерам‑лесорубам и сборщикам «краснокнижных» цветов. На берегу пруда в заказнике «Лебяжий» (где в зарослях камыша гнездилась птица, где не то что рыбачить — даже прогуливаться было нельзя) под его присмотром был круглосуточный пост.

Именно Николай Жуков инициировал журналистское расследование, которое под заголовком «Противостояние» было опубликовано в нашей газете 15 лет назад. Речь шла об угрозе заказнику со стороны разраставшегося рынка «Ждановичи».

Ворон нам не враг

Аргумент Жукова против крота прост: город — для людей. Не животные, дикие или домашние, должны диктовать условия жизни. Уточняю: а птицы? Вороны, например? Закрытие полигона бытовых отходов «Северный» вынудило птиц активно заселять город. Они облюбовали, например, Севастопольский парк. Здесь есть детская площадка, здесь всегда прогуливаются молодые мамы с детьми, которые сейчас обходят этот уголок стороной. На деревьях вдруг появились десятки гнезд, стаи непрерывно галдящих птиц засеяли всю землю и пешеходные дорожки пометом. Едким, между прочим, разъе­дающим даже автомобильную эмаль. Выход есть?

Жуков поправляет: это не вороны. Они воруют у сородичей яйца, эти свои повадки знают, поэтому гнезда вьют в километре одна от другой. Селятся в городе грачи. Прогнать их трудно, но лучше до того, как в гнездах выведутся птенцы: они будут прилетать «на родину» годами. Жуков вспоминает, как лишь с помощью сигнальных ракет прогнал птиц с территории военного госпиталя: «Нужно было создать фактор беспокойства, помешать свить гнезда». А чтобы сделать то же в сквере на Октябрьской площади, целых две недели работала автовышка. Люди разрушали гнезда, а они наутро вновь возникали. Грачи улетели, когда пришло время откладывать яйца, а гнезд для них не было.

Кто‑то скажет: негуманно. Но ведь парк тоже для людей! Чтобы мы прогуливались, посиживали, беседовали, отдыхали, а не подвергались птичьему «бомбометанию».

Вернемся к кроту. Газоны вокруг церквушки на пересечении улиц Карастояновой и Орловской, как и все парковое пространство до площади Бангалор, покрыты множеством «терриконов». Та же картина вблизи нового здания Верховного Суда, вдоль Свислочи, на газонах вдоль проспекта Победителей... Работницы «Минскзеленстроя» регулярно разравнивают их граблями, но те появляются вновь. Они сильно затрудняют обкашивание газонов ручными триммерами и ломают ножи газонокосилок: кроты легко выворачивают булыжники.

Кроту все нипочем, кроме…

На выезде из Минска к Боровлянам убеждаемся, что даже соль, которой зимой посыпали магистраль, кроту нипочем. На откосах по обе стороны сотни холмиков. Нипочем ему и «погремушки» из пластиковых бутылок, которыми пытаются пугать дачники. Крота не пугает даже поезд, от которого земля ходит ходуном: «терриконы» возникают даже на железнодорожных путях.

Этот участок вблизи магистрали, где, по оценке Жукова, обитают 6 — 7 кротов, он очистил бы максимум за двое суток. Секрета нет. Если разровнять холмик, под ним обнаружится тоннель. Простейших проволочных кротоловок надо две штуки, на оба тоннеля: неизвестно, с какой стороны крот вернется. Но вернется обязательно. Кротоловка более сложной конструкции потребуется одна на тоннель. Вот и все. Через день надо лишь проверить, не появились ли новые холмики.

Жуков знает, что говорит: делал это много раз. Подтверждением служат официальные, скрепленные печатями исполненные договоры. С ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», с управлением по обслуживанию дипломатического корпуса «Дипсервис» (на этом объекте с весны до осени Жуков изловил более полутора тысяч кротов), с Центральным ботаническим садом (на память получил красочное издание с благодарственной надписью директора)...


Жуков хлопочет не о рекламе кротоловок российского или китайского производства (других в продаже и нет). Напротив. Хотел бы, чтобы их производили у нас. Даже бывал на крупном минском заводе, предлагая наладить выпуск. Гарантировал спрос: в стране сотни тысяч дачников и домовладельцев. Завод отказался. Николай Жуков надеется, что после статьи найдется другой производитель.

А если, спрашиваю, не найдется? Это ведь сколько надо рабочих, чтобы расставляли кротоловки на газонах вдоль магистралей. А если вашим советам никто не последует, что тогда? Жуков ответил философски: «Тогда остается терпеть».

Возможно, птицы  и кроты не настолько еще досаждают горожанам, как, например, крысы, для борьбы с которым и пришлось даже заваривать мусоропроводы...

Да, насчет скорости крота. Он, между прочим, питается не корешками. Будь то корни клена, огурцов или клубники, он их просто рвет по пути мощными когтями, которые и служат ему «землеройным механизмом». Тоннели он прокладывает исключительно в поисках червя. На зиму может запасти в одном «складе» целое ведерко. Так вот, будучи преподавателем в кружке юных натуралистов, Жуков однажды изловил трех кротов и окольцевал. Выпустил возле вокзала Детской железной дороги. Через месяц поймал одного... в противоположном углу ботанического сада. Дети измерили расстояние: 970 метров. Почти километр! А ведь крот копал свой тоннель не по прямой, а зигзагами и явно не шел на рекорд.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter