Сон мецената

Сколько у нас дворцов - настоящих, роскошных, с историей? Пожалуй, с натяжкой и десятка не наберется. А внутрь зайдешь - совсем беда: не на что смотреть...

Сколько у нас дворцов - настоящих, роскошных, с историей? Пожалуй, с натяжкой и десятка не наберется. А внутрь зайдешь - совсем беда: не на что смотреть. Дирекция Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж" обратилась с призывом: пожертвуйте радзивилловскому "палаццо" что-нибудь из мебели, картин, прочей утвари. Залы нужно заполнять, а нечем...


Свет люстры в сонном царстве


Все, что магнаты нажили непосильным трудом своих подданных, в 1939 году было национализировано, а в 1941-м распределено между различными организациями. До сих пор фойе Купаловского театра украшают два зеркала из Несвижского дворца - с довоенных времен.


Часть картин из замка выставлена в экспозиции Национального художественного музея, 48 полотен правительством БССР полвека назад подарены Польше, где и хранятся на теперь уже законных основаниях. Еще три картины находятся в Вильнюсе - минские товарищи отдали литовцам в обмен на менее ценные полотна XIX века. Это то, что на виду и может быть возвращено. Соседей поляков и литовцев удалось уговорить сделать цифровые копии бывших наших картин.


Но даже если картины как-то скрасят стены замка, эхо в пустых залах от этого не перестанет звучать. "Где взять мебель, подсвечники, канделябры, вазы, ковры, иконы, оружие, посуду?.. Словом, все, что сопутствовало Радзивиллам в быту, - озадачен директор заповедника Валерий Столярчук. - Без чего невозможно представить полноценную жизнь восстановленного дворца!" Но на призыв директора к обществу, меценатам собрать необходимую утварь и преподнести в дар замку почти никто не откликнулся.


- Позвонили лишь два жителя Несвижа: один предложил этнографические вещи, другой - охотничье ружье 50-х годов. Какому-нибудь музею эти предметы пригодились бы, а нам не подходят, - огорчается заместитель директора заповедника по научной работе Галина Кондратьева.


Имена благодетелей между тем обещают увековечить в специальной экспозиции. Но пока никто прославлять себя в веках не спешит.


Залы замка наполняются медленно и благодаря госбюджету. В прошлом году на закупку предметов музейного значения (сотрудники заповедника чураются слова "антиквариат") было истрачено 400 миллионов рублей. В частности, приобретены буфет, два кресла, четыре стула, два канделябра, китайские вазы, столовые приборы XIX века. В нынешнем году, несмотря на последствия кризиса, на закупки должно поступить что-то около миллиарда. Оформление трофеями Охотничьего зала взяло на себя общество охотников и рыболовов.


Единственный, пожалуй, прецедент меценатства от частного лица имел место после того, как сотрудники заповедника "Несвиж" вышли на след люстры, вывезенной из замка в один из санаториев еще в 1939 году. Чтобы вернуть светильник назад, пришлось прибегнуть к сложной схеме. Вот тут помощь оказал меценат. Он купил для дома отдыха новый светильник, а старый подарил (совершил акт реституции, если хотите) дворцу. И на этом список благих дел частных лиц исчерпывается.


Галина Кондратьева вздыхает: "Наша общественность спит..."


Дар этому дому


Чего не скажешь о гомельской общественности.


- Все происходит случайно, - рассказывает Анна Кузьмич, заведующая отделом по сбору музейных экспонатов и экспозиционной деятельности Гомельского дворцово-паркового ансамбля. - Приходит дама со свертком и говорит: "Посмотрите, пожалуйста. Может, вас это заинтересует". Разворачиваем, а там литые старообрядческие иконки XIX века. Владелица, Раиса Михайловна Царева, передала семейные реликвии в музей безвозмездно. Илья Аркадьевич Горелик подарил дворцу старинный рояль, который теперь украшает Колонный зал. Мария Дмитриевна Бабина оставила мебельный гарнитур - диван, два кресла, стол начала минувшего столетия. Совсем недавно гомельчанка Наталья Шахматова подарила столовый буфет из сосны и дуба, настенные швейцарские часы, которые еще идут, - все предметы конца XIX века.


- Может, у вас есть особый метод работы с меценатами? - интересуюсь у Оксаны Тороповой, директора музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.


- Для привлечения дарителей работаем с прессой, на сайте palacegomel.by публикуем имена меценатов. В прошлом году, когда отмечалось 90-летие открытия во дворце Румянцевых - Паскевичей музея, собрали всех дарителей, вручили каждому дипломы. И с тех пор выдаем свидетельства всем, кто что-либо жертвует. В общем, ничего сверхъестественного.


Между тем в прошлом гомельский дворец пострадал не менее несвижского. Эвакуированные в 1941 году в Сталинград экспонаты до сих пор не вернулись. Легенда гласит, что утонули в Волге во время спасения от наступавших немцев. Поэтому полноценную картину жизни Паскевичей и Румянцевых можно представить лишь в башне их бывшей резиденции. Остальные помещения нуждаются в восстановлении интерьеров. Впрочем, в январе с помощью Национальной библиотеки удалось оформить зал Княжеской библиотеки: из Минска в Гомель переданы 219 изданий царского времени. С миру по нитке - так в наше время возрождаются дворянские гнезда.


Как обустроить палацык?


Музей-усадьба "Пружанский палацык" - небольшой дворец в небольшом городе. В усадьбе восстановлены Салон, Цветочный зал, Охотничий кабинет, продолжается работа над созданием Гербового зала, Малого салона, трофейной комнаты. "Вся мебель, украшающая покои, куплена за последние десять лет. Если кто-то и дарит что-нибудь, то мелкие экспонаты", - Юрий Зелевич, директор музея-усадьбы, особо и не надеется на крупных меценатов. Однако проблема наполнения экспозиции предметами, по его мнению, даже не в отсутствии спонсоров: "Все сделано благодаря государственным деньгам. Десять лет назад старинную мебель можно было приобрести совсем дешево. Но тогда денег выделялось совсем немного. А теперь деньги есть, но цены на антиквариат выросли в разы. Выбор большой, а возможности по-прежнему ограничены".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter