Снова поножовщина

Как уже сообщалось, вскоре в Гродно состоятся выборы за право на депутатский мандат в Палату представителей.
Как уже сообщалось, вскоре в Гродно состоятся выборы за право на депутатский мандат в Палату представителей. Это сегодня единственная возможность получить последний входной билет в Овальный зал, и журналисты с интересом наблюдают, как вдруг и резко возбудились политики. Времена всяческих надменных и вполне идиотских «бойкотов» позади. Даже самые твердокаменные политики понимают, что пребывание в сектах, за обочиной системной общественной жизни ставит крест на амбициях и репутации. Острее всего, возможно, это почувствовали те, кто еще недавно заседали в Парламенте, но впоследствии разочаровали избирателей. Имеются в виду наиболее шумные деятели из т.н. группы «Республика» Фролов и Скребец. Как только перед ними зажегся «красный свет», оба кипучих господина почувствовали себя скверно. Ими перестали интересоваться журналисты, никто не звал в президиумы, на ланчи и встречи. Положение вне игры можно было, конечно, поправить простым и ясным способом — пойти работать. Но г.г. Фролов и Скребец, кажется, не видят себя нигде, кроме как в центре внимания. Во всяком случае, узнав о вакансии в Гродно, оба ринулись туда попытать счастья. Сейчас политические обозреватели гадают, чем может обернуться это неожиданное соперничество двух вчерашних закадычных друзей. Разыгрывается–то один счастливый билет... Многие уверены, что без «драки» вряд ли обойдется.

Безжалостная политическая логика может стать и злой разлучницей.

О том, что у соперников серьезные намерения, свидетельствуют некоторые практические шаги Фролова. Переполох вызвало, например, его появление на предвыборном мероприятии еще одного соискателя гродненского деятеля БНФ Антусевича, которое, по мнению очевидцев, приобрело скандальный характер, т.к. г–н Фролов попытался превратить свой визит в агитацию за самого себя. БНФовцы были возмущены таким «коварством»... Впрочем, у Фролова могли быть и иные мотивы, но как все это напоминает старую уголовную поговорку: «Свой не свой — на дороге не стой»!

Сообщается также и о новой «инициативе» Фролова, согласно которой он пригласил в Гродно Лебедько, Шушкевича и других, чтобы «обсудить текущий политический момент». Гродно — не Париж, и Шушкевич особого восторга от путешествия, наверное, не испытал. Не хочет ехать и Лебедько. Да и «приглашение», составленное в категорических тонах, несколько смахивает на вызов подчиненных «на ковер». Естественно, что вольнолюбивые ветераны оппозиционной борьбы не горят желанием подчиняться Фролову. Узнав об отказе, Фролов раздраженно прокомментировал поведение видных оппозиционеров: «Они тут что–то свое в противовес собирают... У нас же здесь больше не борьба с режимом, а выяснение отношений между собой. Есть «Пятерка», я убедился, что там тоже не очень много взаимопонимания. Единственное, что их объединяет, — это борьба против других». Цитируя это заявление (размещенное на сайте «Свободы»), трудно удержаться от комментария. Ясно, что в оппозиционной головке начинается очередная грызня. Только что сбросили Статкевича, теперь заработал локтями Фролов. Политическая борьба, безусловно, не является чем–то предосудительным. Но только в том случае, когда идет соревнование идей, конкурс мыслей. Оппозиция, к сожалению, предпочитает другие формы. Бокс, подножки, борьбу нанайских мальчиков. И, конечно, полнейшее пренебрежение к любому оппоненту, переход на личности и перевод идеологической дискуссии в привычное русло кухонных свар и базарных скандалов. Ярким образчиком этого сладостного стиля может служить «отлуп» Шушкевича Фролову. Он любопытен еще и тем, что еще совсем недавно Шушкевич всячески восхвалял «гражданское мужество» и «политическую прозорливость» Фролова, был в числе тех, кто сооружал котурны для этого кандидата в «отцы белорусской демократии». Но это было тогда, когда Фролов не пытался построить Шушкевича. Сейчас времена изменились, запахло выяснением отношений и — Шушкевич в своем репертуаре. Цитируем по сайту «Свободы»: «Что он (Фролов) делает, я не знаю. Но не исключаю, что в политическом смысле он просто слабоват. Ему следует присоединяться к тем, кто кое–что понимает...» Из вчерашнего кумира в мгновение ока сделали и «слабого», и «малопонимающего». И намекнули, чтоб не рыпался, а «присоединялся» к более смышленым. Понятно, к кому. К Шушкевичу.

Те, кто следит за политической карьерой и «общественной деятельностью» Шушкевича, прочтут это без удивления. Невозможно забыть иезуитство этого господина, выдающегося, надо признать, интригана. Газетные подшивки хранят историю, как в свое время безжалостно расправился Шушкевич с Геннадием Дмитриевичем Карпенко, выдворив его из Президиума Верховного Совета только за то, что Карпенко посмел иметь собственное суждение. Так что унизить оппонента и под видом особой «академической толерантности» выставить на посмешище — это всегда было острым оружием Шушкевича, умеющего ловко скрывать булыжник в бархатной перчатке.

А как отреагировал на разразившийся скандальчик Лебедько? У Анатолия Владимировича своя «фишка», он мастер по переводу стрелок. Как «политик новой волны» он понимает, что дискредитировать соперника в духе шушкевичского иезуитизма старомодно, поэтому привлекает новые технологии. Цитируем сайт «Свободы»: «Есть точная информация, что поставлена задача перед структурой... разрушить «Пятерку» в ближайшее время... Сейчас разрабатывается сценарий кризисных ситуаций внутри партий...» Это следует понимать так. В партийных кризисах виноваты, оказывается, загадочные «структуры». Нистюк — по этой «версии», наверное, агент спецслужб. Северинец — тоже. Фролов — не просто делает карьеру, а выполняет агентурное поручение. Понятно, что фамилии не называются, но вывод должен быть именно таким. Хотя все гораздо проще. Скандалы в партиях, уездный бонапартизм, подсиживания, оскорбления и прочий «хруст костей» происходят совсем не по воле каких–то «терминаторов». Все это, к сожалению, дело рук самих партийных бонз, из года в год изображающих респектабельных политиков, но являющихся на самом деле аутсайдерами. Слово «сожаление» нами используется не случайно: в сотый раз стоит повторить, что политическая оппозиция как таковая обязательно должна быть в цивилизованной стране. Но оппозиция ответственная, нравственная, заботящаяся не об удовлетворении личных амбиций, а о таком тонком предмете, как народное благо. Много ли в этом смысле хороших примеров подали обществу партийные вожди? Новый виток неприличных скандалов и публичных объяснений, смахивающих на склоки, может дать на этот вопрос вполне исчерпывающий ответ.

Игорь ЖУРАВЛЕВ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter