Смыто? Утопят ли наводнения партию Меркель

Природные катаклизмы, конечно, случаются. Чем дальше, тем чаще. И это одна из причин, почему во многих странах (особенно европейских) партии зеленых становятся все влиятельнее, а некоторые одерживают серьезные победы на выборах. Когда в Германии только начиналась предвыборная кампания, рейтинг Партии зеленых и ее лидера (да простят меня феминистки, что я пишу это слово в мужском роде) Анналены Бербок был так высок, что эксперты уже обсуждали, какие партии войдут в правительство, которое она сформирует после победы на выборах. Но потом что‑то пошло не так — по крайней мере, для Анналены Бербок. Сначала ее обвинили в плагиате, затем в том, что она приукрасила свое резюме, а в Германии и то и другое — серьезные грехи, некоторым политикам это стоило карьеры. Там считают, что политик должен быть честным человеком: не может красть чужие мысли и идеи и не должен стараться показать себя лучше, чем есть на самом деле (хотя, конечно, все пытаются). Вы можете верить или не верить в честность политиков и их светлый образ, но правила есть правила и рейтинги зеленых и лично Анналены Бербок в Германии стали снижаться. (И если к этим разоблачениям не приложили руку политические соперники, я готова пожевать галстук Саакашвили.) Выборы совсем скоро, в сентябре, и они будут интересными хотя бы потому, что Ангела Меркель уже провела свою последнюю большую пресс‑конференцию: она уходит. Но, конечно, поддерживает своих — коалицию ХДС/ХСС. Для нее Бербок — противник, а выдвинутый ХДС на должность канцлера Армин Лашет — тот, кого нужно продвигать. Партийная дисциплина, знаете ли, такая штука: партия сказала: «Надо» — канцлер взяла под козырек. И если соперников нужно топить — придется топить, не к наводнениям будут эти слова сказаны.

Ангела Меркель и Армин Лашет посещают район, пострадавший от наводнений.

И все вроде неплохо у фрау Меркель получалось: мигранты, сотнями бегущие в Литву, до Германии пока не добрались (ключевое слово — пока), есть шансы, что на выборы они не повлияют, а знаменитые меркелевские слова «Мы справимся!», из‑за которых разгорелся один из самых больших кризисов в новейшей германской истории, вроде подзабылись. Меркель железная — выстояла и даже немного тефлоновая: к ней не липнет. Чего не скажешь о других.

Преемница Меркель на посту председателя партии, которую уже почти официально называли преемницей и на посту канцлера, Аннегрет Крамп‑Карренбауэр допустила несколько ошибок и, оставшись на посту министра обороны, из канцлерской гонки выбыла. Многие тогда сказали, мол, это потому, что на самом деле Меркель безжалостна и уничтожила внутри партии всех равных соперников, в руководстве остались заведомо более слабые. Касается ли это Армина Лашета, сменившего Крамп‑Карренбауэр на партийном посту и выигравшего номинацию на кандидата в канцлеры у весьма популярного премьер‑министра Баварии Маркуса Зедера? Возможно. А тут еще наводнение…
Природных бедствий такого масштаба, как пару недель назад, в Германии не было 60 лет. На 24 июля было 179 погибших, но эта цифра, скорее всего, вырастет: много пропавших без вести.
Меркель, съездившая в пострадавшие районы дважды, говорит, что для разрушений, которые она увидела, в немецком языке «нет слов». Ей поверили: она была печальна, без тени улыбки на лице. Хотя канцлер в принципе нечасто улыбается.

Зато Армина Лашета, губернатора земли Северный Рейн — Вестфалия, в которой погибли около 50 человек, фотографы сняли с широкой улыбкой. На сайте газеты Bild эта фотография появилась с подписью: «Лашет смеется, а страна плачет». Теперь и самому Лашету не до смеха: он, конечно, извинился через Twitter, но ущерб репутации нанесен. Выдвигая губернатора на пост канцлера, однопартийцы голосовали за него как за «хорошего парня», но в критической ситуации этого мало. Лашет не слишком интересуется вопросами изменения климата, и это все знают. В ситуации, когда природную катастрофу связывают именно с такой причиной, это минус. И дело не только в неуместной улыбке, но еще и в том, что федеральная земля, которую он возглавляет, одна из самых пострадавших. Ему придется отвечать на вопросы, почему земельное правительство не предупредило людей о надвигающейся катастрофе и не призвало к срочной эвакуации (предупреждения метеорологов были). Если ответы покажутся избирателям неубедительными, канцлером Лашет может и не стать.

Кризисы — время тех, кто принимает решения и проявляет лидерские качества. В районах, пострадавших от стихийного бедствия, побывали все три кандидата в канцлеры: кроме Армина Лашета это министр финансов Олаф Шольц, кандидат от социал‑демократической партии, и, конечно, Анналена Бербок от зеленых. Проблема Бербок в следующем: хотя большинство немцев (если точнее, 56 процентов, как показали недавние опросы) и считает, что ее партия наиболее подготовленная в вопросах климатической повестки, но лидер Партии зеленых не занимает никакой государственной должности и СМИ ее поездку не освещали. Для выборов это плохо, но, с другой стороны, лучше совсем без освещения в СМИ, чем с такими заголовками, как в случае с Лашетом.

Самый интересный вопрос сейчас следующий: успеет ли ХДС погасить скандал с неуместной улыбкой своего кандидата, чтобы Ангела Меркель ушла с чистой совестью? Посмотрим.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter